История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

89 традиций, вбирает в себя культурные наработки периода Золотой Орды и, обогащаясь достижениями XV - XVI вв., выходит на са­ мостоятельную историческую дорогу. В Казанском государстве начинается становление новой системы образования в мектебе и медресе, основанной на исламской и на­ циональной идеологии. Детей учили не только молитвам, но и чте­ нию и письму на родном языке. Медресе получает статус самостоя­ тельной структуры, где наряду с исламским богословием изучались светские науки (история, география, риторика и др.). Происходит определенное изменение в среде интеллигенции. Мусульманское духовенство (имамы мечетей и их помощники) составляло основ­ ную ее массу. Наряду с чтением молитв на арабском, в мечетях расширяется практика чтения проповедей на родном языке. В са­ мих проповедях основное место занимала история жизни пророков, прежде всего расула Аллаха Мухаммада, о том, как Аллах ниспос­ лал ему Слова Корана, о его семье. Рассказывалось об Адаме и Еве, пророке Ное и Всемирном потопе, загробной жизни, Авеле и Каине и т.д. Значительное место в проповедях начинают занимать вопросы морали, нравственности, гигиень[ человека, проблемы се­ мьи и быта, разъяснсрпге законов шариата, государственной жизни. Затрагивались и вопросы взаимоотношений татар с другими наро­ дами в самом полиэтническом Татарстане, да и в более широком плане. Весьма критическими бывали высказывания по поводу ан­ тимусульманских выпадов деятелей московской православной церк­ ви. Но отношение к христианской религии вообще, к православию всегда оставалось лояльным. Корану вообще чуждо негативное от­ ношение к Иисусу Христу. Он считается одним из пророков Алла­ ха и упоминается не иначе, как в сочетагнщ «ибн Маркам» (сын Марки), «Каул ал-Хак» (ревгение истииы), «Салих» (праведник), подчеркивается, что Ему было послано открытие (Ипжнль - Еван­ гелие). Особенно близко стояли к народу служители местных мечетей. Здесь уверенно звучал родной язык и царили народные традиции. Ш.Марджани отмечает, что наряду с обычными мектебамп и мед­ ресе существовала школа суфизма в селе Адаев Малмыжского уезда. В книге Хисамуддина перечислены известные деятели су­ физма: Байраш - ученик А.Ясави, Иж Мухаммад - ученик Байра- ша и др. XV в. стал периодом формирования татарской национальной ар­ хитектуры, уходящей своими корнями к традициям Волжской Бул- гарии. Городом татарской национальной архитектуры стала Казань. Князь Курбский отмечал; когда смотриигь на Казань с северной стороны, трудно охватить взглядом величавую панораму города с царскими палатами, мечетями с их высокими каменными минарета­ ми, царскими усыпальницами. Насчитал он силуэты пяти каменных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy