История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

88 не платить ясак. Оно напоминало русскую дворянскую систему. Безземельные и малоземельные крестьяне, появляющиеся в ре­ зультате увеличения числеююсти и разделения семей, либо поку­ пали земли, либо арендовали ее у крупных землевладельцев часто за натуральную оплату. В числе крупных землевладельцев могли оказаться и служители культа высокого ранга, получавште земли: в качестве тархана (свободной от налога). В стране стало чувствоваться повышение доходов от земледелия и скотоводства. Внешне похорошели деревни за счет добротных жилых домов и хозяйственных построек. Появились крупные де­ ревни, состоявшие из нескольких махалла и мечетей. Хозяйственная стабилизация коснулась также территорий, кото­ рые заселяли башкорты, ^адpи, мордва, удмурты. Все они были во­ влечены в общую торгов,э-экономшескую жизнь страны. Жили эти народы в своих исторических регионах. Города и деревни их были заселены преимущественно представителями дайной народности. В башкортских городах и деревнях имелись свои мечети, мектебы, медресе. Ислам тогда имел некоторое распространение среди чува­ шей, отчасти среди финно-угров. Вначале это случилось в связи с принятием ислама в Булгаре, а затем некоторое оживление получи­ ло в XIV в., когда в Золотой Орде при Узбек хане ислам стал го­ сударственной религией. Политика веротерпимости в Булгаре, в Золотой Орде, затем в Казанском государстве позволила этим на­ родам сохранить свою языческую религию, свою самобытность. Ислам не препятствовал сохранению самобытности башкортов, спо­ собствуя в то же время большему их сближению с татарами по языку и культуре. Специальных русских поселений в Казанском государстве тогда не было. В городах они селились отдельными кварталами или улицами, в деревнях были отдельные семьи, на­ пример, семья кузнеца и т.д. В Казани была з^шчителытая армян­ ская колония. Еще в XIX в. археологами были открыты армянские надгробные плиты с надписями. Национальная культура. XV - XVI вв. стали периодом интен­ сивного утверждения элементов татарской национальной культуры. Государственное делопроизводство, суды, работа Дивана, джиенов велись на татарском (старотатарском) языке. Татарский язык ста­ новится языком науки и литературы. Ислам перестает быть един­ ственным духовно-психологическим объедшгителем общества. В общественном сознании, наряду с пониманием мусульманской общ­ ности, свое место начинает занимать чувство единства по нацио­ нальному языку и национальной культуре. Одновременно усиливается интерес татарского народа к домон­ гольской независимости Волжской Булгарии, ее уникальному куль­ турному наследию, к своей древности - Булгару, Биляру. Татар­ ская национальная культура вырастает из древнебулгарских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy