История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

87 дар за долготерпение. В стране началось экономическое оздоровле­ ние. За двадцатилетнее мирное правление Махмуд-хана страна встала на ноги, в нее вернулась стабильность. Была прекрасно от­ строена Казань в стиле местной архитектуры. В заново отстроен­ ном на древнем холме «Богол тау?» (по Ф.Нуритдинову — киялсья гора) Кремле размещались ханский дворец, соборная мечеть, на­ званная позже мечетью шайх ул ислама Кул Шарифа, другие мече­ ти, мавзолеи. К Кремлю примыкал сам город, занимавший терри­ торию до современной площади Свободы. Здесь размещались прекрасные мечети, дома знатных горожан, традиционная баня, торговые ряды. Со стороны Булака к городу примыкала торгово- ремесленная слобода с пристаьгями и водным транспортом по Була­ ку. Далее, у Волги был гостиный двор - место большой ярмарки. Ярмарка проводилась ежегодно 24 июня. По некоторым источни­ кам, население Казани достигало 20 тыс. человек. По благоустрой­ ству она входила в число значительных европейских городов, яв­ лялась одним из крупных центров международной торговли на Волге. Олсивлениой торговой артерией была Ногайская сухопутная дорога из Казани в Сарайчтгк и далее в Туркестан. Остальные более крупные города по планировке и архитектуре в основном повторяли Казань, но без Кремля. Они имели свой адми­ нистративный и духовный центры с двором наместника и домом духовного главы, соборной мечетью, а при ней - медресе. Города эти делились на махалла (жилые кварталы, каждый из которых имел мечеть), обрастали они ремесленными и торговыми рядами, а иногда - целыми ремесленно-торговыми слободами. Городское население состояло из свободных людей (посадских ремесленников и торговых людей), которые платили государству налог в размере десятой части дохода, и несвободных людей - хан­ ских (государствс1гиых) ремесленников (каменщиков, в том числе резчиков по камню, орулсейников, ювелиров, кожевников, сапож­ ников, гончаров и др.), а также прислуги, которую держали по не­ обходимости свободные люди любой деятельности, в осиовиом 4ii- иовники и городская знать. Сформировалось военное сословие. Во главе конных частей стояли огланы, простые конники назывались казаками. Значительную группу населения городов, особенно Каза­ ни, составляла интеллигенция, включая духовенство. Восстанавливается и деревня. Согласно законам шариата, земля по-прежнему гфинадлежала обществу и распоряжался ею хаи. Фактически было узаконено, что свободные крестьяне своими на­ делами распоряжались самостоятельно, за что государству платили ясак. Крупных феодалов в западноевропейском понимании в Та­ тарстане не было. Ие было здесь и российского типа крепостного права с помещиками. Крупное землевладение формировалось и су­ ществовало в виде жалованного ханом за службу (тархан) с правом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy