История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней
85 национальной иденютиости. Государство поволжских татар в XV - XVI вв. становится националышм государством, не переставая быть исламским. Система государственного управления. В системе государственно го управления Казанского государства сохраняются принципы, ха- рактерюйе для Волжской Булгарии, и вносятся новые элементы, связанные с восстановлением в полном объеме независимости, с процессом становлетю национального государства. Верховная власть в государстве пр1шадлежала хану. При хане был Диван (Совет), игравппсй роль правительства. Члены Дивана назывались 1сарачи (смотритель, пазир). Один из ш х был улу (главный) Кара чи. В разное время должность улу Карачи исполняли Пудат Ши рин, его сын Нурали. Вопросы межгосударственных связей решали обьпню ханские посольства, формируемые, как правило, из трех человек: князя, оглана и бакши(дьяка). Видгаш дипломатом про явил себя во время Татарстанско-Российских переговоров князь Нурали. Под его началом работали высшие чшювшжи - тамгачи (таможенншс), ильче (государстве1Шое посолт^ство), ямчи, бакши (дьятс) и др. В Диване ва^кную роль iu-рал глава духовенства - муфтий. Во главе духовенства стояли в разное время сэед Бураш (1491 - 1507), сэед Шах Xycaini (1512 - 1516), сэед Боюрган (1546), сэед Мансур (1546), сэед Кул Шариф сьш Мансура (1552). Оьш являлись первыми лицами в государстве после хана, ВЫПОЛНЯЛ! важные дипломатические поручения. (Иногда бывали в оппозиции хану. Сэед Боюрган, например, не ладил с Сафа Гирей- ханом. ) В целом Казанское государство можяо было назвать аристокра- тичесхш-нредставительной монархией. Для решения валшейших во просов обп];егосударствениого значешя (объявления войны и мира и др.) по-прежнему собирался Джиен (Собор) с ут-г.астх1ем государ- CTBenimix сановников, высшего духовенства, Boeinmix верхов, со стоятельных горожан и авторитетных зсмлевладе;и1цев. Судебные органы составляли судьи (казый) во главе с главным казыем стра ны, утверждаемым ханом. Они работали tra основе загсоиов шариа та. Исламское духовенство в своих религаозных делах было авто номно. Составляя нравствснно-этическую опору государства, оно входило во все органы государственного управления и поддержи валось авторитетом хана. Во главе высшего духовенства страны (улемов) стоял муфтий, которого, как правило, величали титулом «ш^айх у д ислам». По-совремехшому он был как бы главным про курором: давал толтсование законов шариата, давал фатву (благославлял) на реализацию законов, принимаемых Джиеном и ханом. Постошшая армия государства была небольшой - состояла из хорошо экипированной ханской гвардаш и местных военных отря-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy