История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

83 сформировались впервые icaic народ в составе Казанского государ­ ства в XV в. Что главное в нашем менталитете: склонность к мяг­ ким формам нолнтшш, характерная булгарам, или горотая увле­ ченность заманчивой идеей лидерства, что тогда было характерно для татар. В XIX в. Н.И.Ильминский и Н.И.Ашмарин были в этом вопросе категоричны, говоря, что поволжские татары происходят из Золо­ той Орды, а булгары - предки современных чуваш. Сейчас такой категоричности не чувствуется. Понятно, что «чистых» народов не бывает. Но вопрос; «татары мы или булгары», а может быть «мы - булгаро-татары» - продоллсает обсуждаться. В действительности население Казанского государства было сложным по составу. Большинство населения традициошюго центра (северное и южное Прикамье, правое и левое побережья Средней Волги) еще в древ­ ности составляли местные тюркские племена (берсула, эсегель, суасы и др.) и переселившиеся сюда в VHI в. тюркоязычные бул­ гары. В составе государства Волжской Булгарии они интегрирова­ лись в общебулгарский народ. В ХП1 —XIV вв. Камско-Волжский центр оказался более дос­ тупным для торгово-экономически активной части кынчакско- татарского населения Золотой Орды. В свою очередь, булгары центра, имея мусульманскую интеллигенцию, оказались более го­ товы для взаимодействия с кыпчакско-татарским языком и культу­ рой, особенно когда Золотая Орда.приняла ислам. В период ста­ новления Казанского татарского государства усилился процесс их политической, социально-экоиомотеской, языковой, культурной и духовно-психологической интеграции. В результате в XV - XVI вв. сформировался народ поволжских татар, получив впоследствии од­ носложный этноним «татары». Вместе с тем Казанское государство не только сохранило унас­ ледованную от Волжской Булгарии полиэтиичиость. В его грани­ цах происходило формирование и других народов. Булгары право­ бережной Волги, менее втянутые в ислам и в кынчакско-татарскую языковую и культурную орбиту, больше сохранившие связи с фин- но-уграми формировались как чувашский народ. В cocrajse Казан­ ского государства сохранили свои, идущие от Волжской Булгарии, территориально-этнические позхщии башкорты, принявшие ислам, а таклсе представители финно-угорских народов. В Казанском госу­ дарстве была еще значительная русская община, объединявшая беглых русских крестьян и пленных, оставшихся здесь. Они зани­ мались ремеслом и торговлей в городах или составляли прислугу в больших хозяйствах. Большинство их оставалось в православной религии, часть перешла в ислам. Общая численность населения государства оценивается историками в пределах одного миллиона человек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy