История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

70 Илюдей. Исламская наука, pacnpocxpaHeioiaa в Волжской Булгарш, в XI - ХП вв. обогатилась новыми открытиями. В почете было имя ученого-врача, философа Ибн Сина (ок. 980 - 1037). В научных кругах и среди писателей были распространены идеи арабского врача и философа Ибн Рушда (Аверроэса), признававшего два ис­ точника знаний: духовный (через религию) и рациональный (через науку). Продолжалась практика получения высшего образования в заграничных медресе - Бухаре, Нишапуре, Сирии, Египте. Высокий уровень культуры Волжской Булгарии отмечается мно­ гими учеными. Известный востоковед академик В.В.Бартольд пи­ сал, что в Поволжье «остатки домов с облицовкой мрамором и из­ разцами, водопроводы, надгробия, куски серебряной утвари, парча, венецианское стекло выступают свидетелями жизни татарских культурных средоточий ХП1 - XIV вв. и их отношений с другими народами Востока и Запада». Ш.Марджани, в свою очередь, опи­ сал великолепную соборную мечеть в Булгаре, построенную в XIII в. и реконструированную в XIV в., с четырьмя минаретами но углам и отдельным минаретом высотой в 73 ступени. Минарет этот упал в 1841 г., но силуэт его сохранился в рисунке П.С.Палласа в его книге «Путешествие по различным провинциям Российского госу­ дарства» (1773). Ученые считают, что представление об этом ми­ нарете можно создать по сохранившемуся в городе Касимове мина­ рету ханской мечети постройки XVI в. Мгшарет этот - масс1геное каменное сооружение цилиндрической формы. Сходство с Каси­ мовским минаретом имеет и Малый, сохраннвшейся в Булгаре, ми­ нарет. Правда, последний представляет собой внизу четырехуголь­ ник, переходящ:ий затем в цилиндр. Марджаии также ocTaBiui описаггие характерной для Булгара бани, комплекса мавзолеев с 16-метровым минаретом, стоявшим среди усыпальниц. Письменные памятники культуры Волжской Булгарии представ­ лены в виде рукописных книг и характерных для Волжской Булга­ рии больших каменных надгробий. В 1872 г. Ш.Марджани одним из первых расшифровал надписи трех надгробий на кладбище Таш Билге в Спасском уезде. Одно из них датировано 745 (1344) годом с надписью «Энбэл углы Хосэен». Он же описал надгробия на правом берегу Волги, установленные в 1302 - 1346 годах. В наше время эпитафии на некоторых надгробиях, относящихся к XIII в., расшифрованы Г.В.Юсуповым и Ф.С.Хакимзяиовым. Многие ученые сходятся в том, что Сарай был известргым куль­ турным центром своего времени, собравшим ученых, поэтов и пи­ сателей многих стран тюркского мира. В наибольшей степени здесь были представлены научные и культурные силы Волжской Булга­ рии. Во всем значительном, что происходило в духовной жизни Сарая ( в пршштии ислама, строительстве мечетей и организации службы в них, науке, литературе и т.д.), непосредственно участво

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy