История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней
69 В Византию, на Запад - в Болгарию, Венгрию, Италию, на Рейн, в Прибалтику. Торговые связи с Западом и со Ска11Д1П{авией поддер живались через северные земли - Коми, Югру. Международная торговля играла тогда важную роль в налажи вании и укреплении мелсгосударственных политичесхшх связей. Эту же миссию часто выполняли паломншш — хаджи Волжской Булга- рии, посещавшие главные места мусульманских святьть - Мекку и Медину. Торговым n j r r eM, например, поддерживался дипломатиче ский канал связей Волжской Булгарии с Египтом в XIII - XIV вв. В 1330 г. посольство Волжской Булгарии посетило Каир и вручило послание своего эмира султану ан Насиру с просьбой прислать священное исламское знамя, которое могло стать символом Волж ской Булгарии как самостоятельной исламской страны, хотя поли тически она входила в состав Золотой Орды, с которой Египет также имел дипломатические отношения. Вероятно, связи Волж ской Булгарии с Египтом поддерж11вались и раньше - со времени, когда здесь у власти оказались тюркские мамлюки (1250 - 1381). Одним из султанов там был выходец из Волжской Булгарии Бай- барс. А.Х.Халиков допускает, что часть его имеш! (барс) связана с тотемным знаком некоторых северотюркских племен, а затем и гербом булгар. Культура. Ценностные ориентиры всех областей духовной куль туры (образования и науки, художествеююй литературы и искус ства) базировались на двух источниках: реальном жизненном опы те народа, закрепленном в традициях, и идеологии ислама. Последняя, в свою очередь, успела за предыдущие века адаптиро ваться к характеру, психологии, образу жизни местного населения. Улемы (исламская религиозная интеллетенция) придерживались суннитского направления и в догматах, ритуалах стояли близко к Бухаре, к ее мусульманским авторитетам - ишанам. Однако в ре альной Жизни местный ислам отличался от бухарского своим демо кратизмом и просвещенностью. Здесь женщины не были в унижен ном положении. Школьное обучипае детей, включая девочек, считалось обычным богоугодным явлением. Поощрялось знание взрослыми конкретных молитв по разным случаям, просвещенное исполнение обрядов. В почете была светская грамотность (умыше читать, писать, считать). Сохранилась система веротерпимости в самой Волжской Булгарии, положительно воспринималась и по добная политика Золотой Орды. Мусульманские улемы не претен довали на светскую власть, поддерживая «праведных» (действующих по указаш^ям Корана) правителей. Ислам не препятствовал наукам, литературе, искусству, включая изобразительное. Правда, шамаилы было принято иллюстрировать только исламскими святынями. Рукописте книги красиво иллюст рировались не только орнаментом, но и изображениями животных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy