История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

66 Арабский путешественник Ибн Баттута (1304 - 1377)оставил подробное описание Дешти Кыпчак в середине XIV в. Дворец хана в Сарае он называет Алтын Таш. По его словам - это величествен­ ное каменное здание, с огромным куполом, завершенным золотым полумесяцем, и с башнями по сторонам. В Большом зале приемов был трон, позади которого висел государственный флаг. Упоминает Ибн Баттута большое число городов - торговых и ремесленных центров; Гулистан, Укэк, Бэджамин, Хаджитархаи, Мажар, Азак, Су Дат, Кара Феодосия, Крым Солхат, Аккирмэн и др. Имелась своя развитая денежная система - медные, серебряные, а иногда и золотые монеты. Действовала своя таможенная система (тамгачи). Сам город Сарай, по мнению Ибн Баттута, напоминал Хазарскш! Итиль — был многолюдным, с многочисленным населением, много­ конфессиональным. Здесь жили кыпчаки, булгары, монголы, чер­ кесы, русские - люди, проповедовавшие ислам, буддизм, христиан­ ство. Прекрасные соборные мечети соседствовали с церквями и буддистскими храмами. В торговом центре были купцы, приехав­ шие из разных стран - Египта, Ирана, Ирака, Сргрии, России и других стран. Общественная жизнь Волжской Булгар ии в XIII - XIV вв. Политическая структура. Обществехшая жизнь Воллсской Булга- рии по-прежнему регламентировалась правовыми нормами шариата. Сохранялся шариатский суд, находившийся под надзором главного казыя. По-прежнему продолжалась деятельность исламских духов­ ных учреждений и улемов. Главным толкователем законов, прини­ маемых в стране на основе исламского права, оставался муфтий. Стабильными были международное положение Воллсской Булга- рии, ее связи с исламскими государствами и Русью. Однако в структуре власти и в формах реализации власти про­ исходят изменения в направлении приближения к нормам монголь­ ского государственного права. Верховная власть в Волжской Бул- гарии переходит в руки ордынского хана, который свою волю, Kaic выразитель верховной власти, фиксирует в ярлыке (грамоте). Правитель Волжской Булгарии, наряду с 0бщепризиа1п1ым божест­ венным правовым документом — Кораном, получает еще и высо­ чайший светский правовой документ. Теперь он и чт1ом пониже. Чаще его именуют эмиром-повелителем, имеющим, кроме Аллаха, еще и светского главу объединенного государства в лице opдыl^cкo- го хана, В вопросах взаимодействия с завоеваьпгыми территориями мон­ голы действовали ближе к римскому принципу: степень самостоя­ тельности подчиненного в своих действиях прямо пропорциональна уровню его безоговорочного и полного подчинения предписаниям, изложенным в ярлыке ордынского хана. Сам ярлык (грамоту)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy