История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

65 никому не стал навязывать, был исключительно веротерпим. Эту монгольскую черту отмечают и многие русские историки. Становление государства Золотая Орда. С начала 60-х годов XIII в. Монгольская империя начала распадаться. От нее отделились Улу­ сы и превратились в независимые государства. Страна Джучи как самостоетельное государство Золотая Орда офоршмась при сыне Батый хана Берке хане. Появилась новая столица государства - Сарай Берке, недалеко от Сарая Бату (около 1260). Такими лее крупными были города Сарайчик, Увек (Саратов), Хаджи Тархан (Астрахань), Гюлистан, Маджар (на Северном Кавказе), Азак (Азов) и др. В отличие от расхожего мнения, европейская половецкая степь не была лишь землей скотоводов-кочевников. Она представляла собой цивилизованную страну с высокой городской и земледельче­ ской культурой, развитым ремеслом и торговлей. Известтш спе­ циалист по кыпчаковеденшо (куманологии) П.В.Голубовский на­ звал кыпчаков народом древнейшей культуры. Вряд ли Карамзин имел веские основания назвать половцев «неутомимыми злодеями». С образованием государства Золотая Орда страна кыпчаков полу­ чает новую систему государственного устройства. Происходит цен­ трализация управления под властью Сарая. Большинство истори­ ков сходятся в том, что Берке хан в государственном устройстве продолжал линию Батый хана, основываясь на монгольском госу­ дарственном праве. Причем это государстве1Н1ое право реализуется с учетом духовного и психологического настроя местного населения. После Берке хана свой позитивный след в истории Золотой Ор­ ды оставил Тохта хан (1291 - 1313). В русских источниках он ха­ рактеризуется как «властный и сильный» и в то же время «нравосудимый и доброрасположенный к людям всякого вероиспо­ ведания». Среди представителей монгольской династии, продол­ жавших государственную политику правового управления, а также традиции социально-экономического и культур1юго развития стра­ ны кыпчаков можно назвать Узбек хана (1313 - 1341 гг.). Сам он родился в тюркской (кыпчакской) семье. При нем ислам стал офи­ циальной государственной религией Орды. Историки отмечают, что с этого времени существенно усиливается поворот кыпчаков и ос­ тавшихся здесь монголов к исламу. Узбек хан отличался также своим покровительством православию. Известен его Указ, согласно которому русские православной веры, живувдге в Орде, были под­ судны только православному митрополиту. Указ предусматривал уголовное преследование за надругательство над православной цер­ ковью. Сын Узбек хана Джанибек хан в 1342 - 1357 гг. правил страной примерно в этом же духе. В это время Дешти Кыпчак дос­ тигла наивысшего развития.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy