История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней
60 из них он назвал Булгар, другого - Буртас. Достигнув зрелости, сыновья в этом же крае выбрали себе места для самостоятельной жизни и обустроились. Народ, который живет в этом крае, берет начало от их рода. Как видно, это древнее предание отличается от эпических произведений некоторых других тюркских народов («Огуз намэ» и др.), в которых начало рода связывается с волком. До нас дошли образцы устного народного творчества в виде бай тов об Алтынчеч, о булгарских богатырях и др. Ш.Марджани счи тает образцами литературы булгарского периода такие произведе ния, как «Ике былбыл кыйсасы», «Науруз бэетэ». Науруз - новый год тогда праздновался по мусульманскому лунному кален дарю (хэмэл хисабы)и отставал от астрономического начала года с каждым лунным годом на И дней. Так науруз байрам обходил все времена года приблизительно за 33 года. Выдающимся образцом художественной литературы является поэма известного в мире Кул Гали (около 1183 - 1236) «Кыйсаи Йосыф» (Сказание о Йосыфе). Кул Гали - писатель, историк, философ родился в городе Булгаре, зп1ился здесь же в медресе. Много путешествовал, был в Хорезме, Герате, Сирии, Иерусалиме, Мекке. После возвращения на родину преподавал в медресе, зани мался поэтическим творчеством, писал трактаты. Дошедшая до нас его поэма является крупным произведением. Написана она в 1223 г. на древнетатарском языке с арабской графгасой. Язык этот - flpeis- ний тюрки - был принят в Волжской Булгарии и в кыпчакском мире, а также в государстве караханидов (Туркестан) до формиро вания чагатайского (староузбекского) языка. Для своей поэмы Кул Гали избрал благочестивую кораническую тему, на которую в начале XI в. Фирдоуси написал поэму «Йосыф - Зулайха» на языке фарси. Ш.Марджани назвал «Кыйсаи Йосыф» первой тюркской поэмой. Основную сюлсетную линию поэмы со ставляет любовь Зулайхи к Йосыфу. На религиозном материале автор излагает свои социально-исторические, философские и этико- эстетические взгляды. В центре внимания Кул Гали - проблемы гуманизма, справедливости, взаимопонимания. Он старается дока зать, что даже в самые трудные времена (например, когда в стране семь лет подряд свирепствовала засуха) при помощи науки, зна нии, расчетливых экономических мер и справедливого государст венного правления можно избежать катастроф, защитить и сохра нить жизнь людей. В конце поэмы дается описание города, заложенного Йосыфом на другом берегу Нила, где создано изобилие, а люди живут толь ко по справедливости. Эти социальные мотивы, возможно, были продиктованы благополучным развитием Волжской Булгарии в прошедшие годы и возникшей уже тревогой за будущее страны в связи с нараставшей опасностью монгольского завоевания. Кул Гали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy