История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

6 русским губерниям Волго-Урала. Последовавшие 70 лет показали, что татарский народ, развиваясь в указанных двух территориально- государственных структурах, не потерял свое национальное един­ ство. В самосознании татар сохранилась идентификация себя со страной татар - Татарстаном. На базе признания этих же исторических реалий произошло провозглашение в 1990 г. государственного суверенитета Республи­ ки Татарстан. Декларация о государственном суверенитете Респуб­ лики Татарстан исходила из необходимости сохранения и укрепле­ ния национального единства татарского народа, продолжающего оставаться в сфере двух государственных структур - Республики Татарстан и Российской Федерации. Понятие «татары». Большинство y^ieimix считает, что татары (поволжские татары) - аборигетх Волго-Урала. Начало этниче­ ской консолидации их древнейших предков относится к периоду неолитической культуры. Примерно в VHI - V тысячелетии до н.э. происходила дивергенция (расхождение) современных семей язы­ ков, в том числе семьи тюркских языков. В ходе этого процесса, возможно, происходила в лесостепной зоне Волго-Урала консоли­ дация местных тюркских племен, которые часто в литературе на­ зываются «шимал торклэре» (северные тюрки) Для обозначения предков современных татар периода древнета- тарского государства Волжской Булгарии (IX - XV вв.) ученые применяют понятие «болгар торклэре» (булгарские тюрки). В дан­ ном случае понятие «тюрки» (северные тюрки) воспринимается как этноним, понятие «булгар» - как политоним (название государст­ ва, страны). Понятие «татары» как этноним поволжских татар входит в употребление с XV в., со времени Казанского татарского государства (Казанского ханства). Первоначально это понятие вос­ принималось как политоним (в смысле; татары Казанского ханст­ ва). Параллельно в исторической литературе употреблялось выра­ жение «Казан торклэре» (Казанские тюрки). Со временем понятие «татары» закрепилось за поволжскими татарами как этноним, вы­ теснив в этом смысле понятие «торклэр» (тюрки). Предмет изучения. Курс истории Татарстана изучает характер, основные направления и результаты постоянно обновлявшейся со­ циально-политической и культурной жизни татарского народа на его исторической территории - в Татарстане с древнейших времен до наших дней. Создавая материальные и духовные ценности, организуя свою национальную жизнь, татарский народ всегда стремился к дости­ жению изобилия и справедливости, старался укреплять правовые и нравственные основы социальной и национальной жизни, реализо­ вать пршщип гуманизма; «все - для человека, ради человека». На основе имеющегося в нашем распоряжении исторического материа­ ла можем сказать, что в течение многих тысячелетий Татарстан на­ ходится в ряду цивилизованных стран. Татарский народ не только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy