История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней
59 проповедческого движения ясавизма проповедовали идею своего Ишана (наставника-отца): «прийти в тот мир и без греха предстать перед Аллахом». Они были уверены в том, что этим самым они будут способствовать очищению мира от несправедливостей и зла. Ясавизм имел распространение в Волжской Булгарии не только как исламско-проповедческое движение, но и как влиятельная фило софская школа и определенное литературное направление. Цени лась в Волжской Булгарии и понятная по языку лирика Ясави: Гыйшык дэрте Ьэрчак яна! Гакыл житмэс, Баштан аяк жэфага бат, бетмэс-китмэс; Укенулэр, тэубэ итулэр тэъсир итмэс, Лямэканда Хактан сабак алдым, менэ^. Часть научной интеллигенции - выходцев из Волжской Булга рии продолжала работать, как свидетельствует Ш.Марджани, за пределами страны. М1югие же после учебы и путешествий возвра щались и работали дома. Ал Гарнати в своей книге «Дары разума» пишет, что он, будучи в Булгаре (ХПв.), познакомился с Якубом бин HyrMaiiOM, автором книги «Тарихи Булгария» (История Бул гара). Якуб Нугман получил образование в Нишапуре, вернувшись в Булгар, занимал пост казыя. О другом историке и юристе, боль шом знатоке шариата Хамиде бин Идрис ал Булгари Ш.Марджани сообщает, что он в 1106 г. был еще жив. Ш.Марджани указывает также, что Сулайман бин Дауд ас Саксини в своей книге «Зухратер рияз ва нузхэтул-колуб ал мираз» ( Сад роз, исцеляющий сердца больных) много раз упоминает его имя и приводит его высказыва ния. В 1996 г. Национальная библиотека Ирана передала Нацио нальной библиотеке Татарстана копию медицинского трактата бул- гарского ученого Х1И в. Тадж эд Дина, который ученым еще предстоит изучить. Волжская Булгария с далеких времен славилась богатым устным и письменным художественным творчеством. Древнее предание о начале земли Булгарской, воспроизведенное иранским историком Мирхоидом (1433 - 1498) в книге «Раузат ас Сафа» (изд. в Бом бее), могло быть создано только здесь. В нем повествуется, что один из двух сыновей Яфеса 6ini Нуха, от которых пошли тюрк- С1ше племена, был Гумари. Он любил наслалсдаться и имел особую страсть к охоте на дичь. Однажды во время очередной охоты он очутился в пределах края с умеренным климатом, отличавшимся от знойных пустынь. Здесь были цветущие луга, на которые еще не ступала нога человека. Местность Гумари пришлась по душе, и он решил там поселиться. Аллах подарил ему двух сыновей. Одного ^ Постояна любовь пылающая. Не преодолеть ее страданиями, Не остановить сожалениями и раскаяниями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy