История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

57 говое) пользование. Значительную часть земли составляли ханские владения. Дополнительными занятиями в крестьянских хозяйствах были домапшие промыслы: обработка волокна, шерсти, кожи, древеси­ ны, а тахсже ткачество, которым занималось большинство женщин. Часть продукции домашнего ремесла шла на рынок. По численно­ сти населения деревни были разные - от десятков до сотен домов. Располагались деревни, как правило, у источшпсов воды, дома ста­ вились на возвышенности. Более заметными стали национальные черты деревенской архитектуры. Дома обычно были четырехстен- ки. С тыльной стороны имелся пристрой - сени (ишек алды) с вы­ ходной дверью во двор и лестницей для подъема на чердак (чорма). Обогрев домов был печным. В печь были вмазаны чугун­ ные котлы для приготовления пищи. Главной чертой крестьянского двора была рациональная добротность. Компактно располагались жилой дом, хозяйственные постройки, навесы. Хозяйственные по­ стройки состояли из срубов для скота, клетей, сарая, погреба. Ба­ ня ставилась за пределами двора. С булгарскпх времен было при­ нято изготавливать ворота с украшениями. Транспортными средствами служили телега (арба) - летом, сани (чана) - зимой с упряжкой обычно в одну лошадь. Для празднич­ ных выездов впрягали две-три лошади. Для торжественных выез­ дов верхом на лошади имелись искусно исполненные и красиво ор­ наментированные седла с высокой лукой. Имуш;ествеиные отношения жителей деревни, как и в городах, регулировались правовыми нормами шариата. Соблюдение их обес­ печивалось судами. Личная, семейная и общественная жизнь людей строилась на нравствешшх нормах адата: хэлэл - дозволено, хэрэм — недозволено, гунах - осуждаемо. В соблюдении этих норм огром­ ной была роль общественного мнения. В рамках «хэлэл» более свободными, чем в других странах ислама, были от1юшеиия между мужчинами и женщинами. Культурная жизнь. Особенностью образа жизни Волжской Бул- гарии в XI - XIII вв. стало формирование общей духовной культу­ ры. Общая духовная культура, наряду с обш;им языком, общей территорией в совокупности с исламскими ценностями, явилась важ1гым фактором сплоченрш булгарского общества. Очень высоко ценились знания. Школьное образовагше было связано с сетью мечетей. Имам любой мечети одаювременно являл­ ся и учителем, обучающим мальчиков школьного возраста своей махаллы. Обычно грамотными были и жены имамов - остабикэ (учителышца). Они обучали девочек своей махаллы. При собор­ ных мечетях был11 открыты медресе - )П1ебные заведегшя более высокого уровня. Обучение велось на местном литературном языке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy