История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней
57 говое) пользование. Значительную часть земли составляли ханские владения. Дополнительными занятиями в крестьянских хозяйствах были домапшие промыслы: обработка волокна, шерсти, кожи, древеси ны, а тахсже ткачество, которым занималось большинство женщин. Часть продукции домашнего ремесла шла на рынок. По численно сти населения деревни были разные - от десятков до сотен домов. Располагались деревни, как правило, у источшпсов воды, дома ста вились на возвышенности. Более заметными стали национальные черты деревенской архитектуры. Дома обычно были четырехстен- ки. С тыльной стороны имелся пристрой - сени (ишек алды) с вы ходной дверью во двор и лестницей для подъема на чердак (чорма). Обогрев домов был печным. В печь были вмазаны чугун ные котлы для приготовления пищи. Главной чертой крестьянского двора была рациональная добротность. Компактно располагались жилой дом, хозяйственные постройки, навесы. Хозяйственные по стройки состояли из срубов для скота, клетей, сарая, погреба. Ба ня ставилась за пределами двора. С булгарскпх времен было при нято изготавливать ворота с украшениями. Транспортными средствами служили телега (арба) - летом, сани (чана) - зимой с упряжкой обычно в одну лошадь. Для празднич ных выездов впрягали две-три лошади. Для торжественных выез дов верхом на лошади имелись искусно исполненные и красиво ор наментированные седла с высокой лукой. Имуш;ествеиные отношения жителей деревни, как и в городах, регулировались правовыми нормами шариата. Соблюдение их обес печивалось судами. Личная, семейная и общественная жизнь людей строилась на нравствешшх нормах адата: хэлэл - дозволено, хэрэм — недозволено, гунах - осуждаемо. В соблюдении этих норм огром ной была роль общественного мнения. В рамках «хэлэл» более свободными, чем в других странах ислама, были от1юшеиия между мужчинами и женщинами. Культурная жизнь. Особенностью образа жизни Волжской Бул- гарии в XI - XIII вв. стало формирование общей духовной культу ры. Общая духовная культура, наряду с обш;им языком, общей территорией в совокупности с исламскими ценностями, явилась важ1гым фактором сплоченрш булгарского общества. Очень высоко ценились знания. Школьное образовагше было связано с сетью мечетей. Имам любой мечети одаювременно являл ся и учителем, обучающим мальчиков школьного возраста своей махаллы. Обычно грамотными были и жены имамов - остабикэ (учителышца). Они обучали девочек своей махаллы. При собор ных мечетях был11 открыты медресе - )П1ебные заведегшя более высокого уровня. Обучение велось на местном литературном языке
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy