История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

53 С точки зрехшя веры кыпчаки стояли на уровне перехода от язычества к мировой религии. В Западном Кьигаакстапе наряду с исламом, иршледЕп-ш: сюда через Кавказ (Азербайджан, Дагестан), извесиюе распространение имело христианство несторкаиского толка, основанное в Византии Констант1шопольским патриархом Несторием, впоследствии обвиненным в ереси. Несториаиство, в отличие от официального христианства, признававшего «троицу», придерживалось догмата о том, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствш! стал мессией (сыном Божьим). Это толковатше было ближе к распространешюму среди тюркских на­ родов представлению о едином боге на небе - «Бер Тангри». К то­ му же несторианские миссионеры разъясняла учение Иисуса Хри­ ста на понятном народу тюркском языке. Д.Исхаков полагает, что, возможно, христианство исповедовали вначале тюркизироватше греки греческих колошш Причерноморья и Приазовья, которых называли тогда «орым»- (урум). Волжская Булгария т^ела постоягшые торгово-экономичес1ше связи и с азиатскими кыпчаками, имевшми свое государствешюе образование в восточном Приаралье и низовьях Сырдарьи со сто­ лицей в городе Сыгнак ~ важном торговом центре своего времени. Указанные торговые, эконом^гческие, культурные связи Волжской Булгарии с Кынчакстаиом (западным и восточным) положил1'1 на­ чало новому уровню языкового и культурного сближеш1я кыпяаков и поволжских булгар. Особенно это относится к языку татар- мишарей, географически ближе расположершых к кыпчакам. Р.Г.Мухамедова отмечает, что кыпчаки yqacTBOBajm в фор№грова- нзш булгарской народности. О степени близости этих двух язьпсов — древнетатарского языка Волжской Булгарии и кыпчагсского языка можно судить по «Словарю тюркских наречий» («Деване лугат ат тюрк») известного фгиголога XI. в. Махмуда Кашгари (1072 ~ 1074), а такясе по «Тюркско-арабскому словарю?*-, составлешюму в 1245 г . в Египте и опублшсованному в 1844 г. голландским у ч е т ш М.Т.Хоутсма, и другим исследова1гаям. Язык кглтааков изучался и западноевропейскими учеными. Х.Ш.Махмутов отмечает, что наи­ большую цишость в этом отношеети имеет памятншс ХП1 в. «Кодекс Куманшсус» (1303), включавпшй 46 загадок, известиях в тюркологии под названием куманских. Он обнаружил там около 20 близких параллелей с современшлми татарскими загадками. Дальние связи. Внешние связи Волжской Булгарш! в XI - ХП вв. не ограшгчивались перечисле1-шыми странами. Продолжались и ук­ реплялись ее связи'с более дальшми странами Европы и Азии. О Волжской Булгарии зиали в Центральной Европе, о чем свиде­ тельствуют соответствующие зшшси в Ауюшнской летогшси (по назвашгю перевала на Карпатах) XII в. В 1997 г. на территории Казанского Кремля найдена чешская монета, датчфовашая X в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy