История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

47 культурной жизни, в состав объединенного государства входили западноба1шсортские земли, чувашские земли. Примерно в таком положении, с большей самостоятельностью, входили в состав объе­ диненного государства княжество мордвы, расположенное в бас­ сейнах рек Мокша, Сура, Алатыр; княжество мари, составлявшее северную часть объединенного государства. Южные удмуртские земли и их княжество составляли северо-восточную область объе­ диненного государства. Общественная жизнь и государственный строй. Время расцвета Волжской Булгарии приходится на XI - начало XIII вв. - на пе­ риод царствования продолжателей булгарской династия - Хайдар хана, Мухаммад хана. Сайд хана, Барадж хана, Ибрагим хана. Са­ лим хана и Ильгам хана. К началу XI в. здесь установилась древ- нетатарская обш;ественная и государственная система. В этническом плане общество оставалось неоднородным. Центральную часть объ­ единенного государства населяли в основном представители мест­ ных северотюркских племен я переселившихся сюда позже тюрк­ ских племен булгар. Им пршгадлежала инициатива создания объединенного государства. Они и теперь играли главную государ- ствообразующую роль. Представители фишю-угорского населения в большей части жили на окраине, в меньшей степени - в цен­ тральной частя. Ф.Ш.Хузин пиш:ет: «Доминирующее положение тюркоязычного населеш1я сохра1шется и позже, в домонгольское время, что не позволяет нам согласиться с тенденцией некоторых исследователей рассматривать этнокультурный состав Волжской Булгарии как преимущественно финно-угорский» (1995). Образ жизни общества отражал местные традиция тюркского и финно-угорского населения, одинаково заинтересованного в объе­ диненном государстве и активно втянутого в общую социально- экономическую зону с ее интенсивным производством, торговлей и обменом. Несколько иначе обстояло дело с духовной ориентацией. Финно-угорское население, а также большая часть чувашского на­ селения продолжали исповедовать свою языческую веру. Ислам адаптировался, главным образом, в центральной части страны, преимущественно среди тюркского населения и определял государ­ ственную политику и идеологию. Причем страна была исламизиро- вана, но не арабизирована ни по языку, ни по культуре. По многим аспектам религиозных обрядов Волжская Булгария осталась ближе к Бухаре, чем к Багдаду. Волжская Булгария и далее продолжала развивать межгосудар­ ственные отношения с Багдадским халифатом. Известно, что еще при жизни халифа ал Муктадира (до 932 г.) Багдад посетило по­ сольство булгарского правителя Ахмад-хана во главе с его сыном. Подар1Си, привезенные тогда хал]'1фу, вряд ли правомерно оцени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy