История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

42 монета, отчеканенная до начала XI в., арабский дирхем, отчека­ ненный примерно в первой четверти X в. Стабильной для страны в целом становится налоговая система. Основными налогами были: «десятина» (десятая часть дохода) и 43ЯКЭТ» (одна сороковая часть дохода, отдаваемая в пользу бедных и духовенства). Местные налоги назывались «салым» - земель­ ный, ямской, дорожный и др. Духовная жизнь. В ходе становления древнетатарского государ­ ства и утверждения ислама в стране в течение X в. определились основные направления развития духовной жизни общества. Тради­ ционный пласт духовной жизни общества в виде ценностей, унас­ ледованных от доисламских верований и идеалов северотюркских племен, в основном сохранился. Новый, исламский пласт проника­ ет в духовную жизнь общества постепенно, можно сказать, в два приема. Первоначальное прохппсновеиие исламских ценностей отно­ сится к периоду до официального принятия ислама. Ибп Русте еще до 913 г., ал Балхи - до 921 - 922 г., описывая Булгар и Сувар, отмечали, что здесь имеются мечети и исламское духовенство, по­ ставлено дело лечения людей, т.е. имеются табибы. Это же под­ твердил Ибн Фадлан. Причем ислам шел сюда главным образом то­ гда через соседей ~ тюркские государства (Хазарию, Хорезмию, Бухару), принявшие ислам раньше и уже нмевнн^е опыт «тюркизировать» некоторые из его обрядов. Это выражалось, па- пример, в читаемых на тюрки проповедях после молитвы на языке Корана. Основные молитвы в мектебах также объяснялись на тюр­ ки. В практической жизни, особенно в семейной, исламские обряды не вступали в особую конфронтацию с традиционными. Официаль­ ное принятие ислама и официальное выполнение предписаний ис­ лама происходило на этой уже подготовленной почве. Таким обра­ зом, складывающийся в древнем Татарстане исламский образ жизни не стал повторением багдадского или иного исламского об­ раза жизни. Как всякое новое, ислам пробивал себе дорогу в древнем Татар­ стане, как и в других странах, включая саму Аравию, не без про­ тиворечий и потрясений. Сопротивление в среде народа рождалось главным образом тогда, когда применялись насильственные методы внедрения ислама. Объективно же в новых условиях становления государства общество нулсдалось в новой религии. Ислам представ­ лял собой одновременно и ал Иман («верую» — вера в болсествен- ную справедливость) и ал Ихсан («нравственная добродетель»), выстраивавшие понятную людям, убедительную систему нравствен­ ных ценностей, основанных на гумагазме и справедливости. Запре­ ты ислама находили отклшс во внутренне присущем человеку каче­ стве самоограничения и воспринимались как доллшое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy