История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

И после пргаятия ислама. В результате ислам здесь формируется, как бы отражая реалии булгарского общества. Государственный строй. Становление древнетатарского государ­ ства в X в. проходило, ориентируясь на исламское государственное право - ал-фикх. Ал-фикх (право, юриспруденция), будучи как бы продолжением шариата, определяющего обществешые отношения вообще, выступает в основном в качестве государственного права. В ходе становления халифата исламская правовая система вообще и в том числе арабское государственное право восприняли отдельные элементы римского, сасанидского, толмудического и канонического (византийского) права. Эта система высоко оценивается учеными. Тойнби считает, например, что в исламе оформилась примечатель­ ная правовая школа, идущая путем закона и возрождетя (шариат и адат). Согласно исламскому праву, государство - необходимость для общества: «Даже несправедливая власть предпочтительнее анархии». Власть правителя не абсолютна. Верховная власть, су­ веренитет принадлежат исключительно Аллаху. Правитель в своих действиях связан с указаниями (конституцией) Корана и развитой пророком Сунны. Управление государством становится как бы кон­ сультативным через такой орган как Шура (Совет). Правитель из­ бирается общиной и ответствен перед ней, обязан советоваться с ней по важнейшим государственным вопросам. Такой правитель считается праведтш, в отлигчие от правителей, нарушающих эти предписания. Ибн Фадлан отмечает, что Алмас хан (Джафар бин Абдаллах), приняв ислам, уже тогда начал внедрять в жизнь нормы шариата и ал-фикха. Вероятнее всего, с укреплением централизованного госу­ дарства стало употребляться слово «хан», измененное от хазарско­ го «хакан». Ш.Марджани перечисляет имена и других правителей Булгара в X в. — период становления государства: Ахмад-хана, Талиб хана, My'мин хана. В годы их царствования в X в. Волж­ ская Булгария укрепляется как суверенное государство, имеющее развитую систему управления внутри страны и признанное многи­ ми иностранными государствами. Сохранились монеты чеканки в Булгаре с именами Талиб хана (338 г. хиджры, т.е. 949 г.). My'мин хана (366 г. хиджры, т.е. 977 г.). При Му'мин хане в 985 - 986 гг. между Волжской Булгарией и Киевской Русью был заключен межгосударственный договор о сохранении мира "до тех пор, покуда камень не начнет в воде плавать, а хмель - тонуть". Мир этот был закреплен браком великого князя Владимира Святого с булгарской принцессой. Хан был главою государства. Руководствовался он положениями Корана, служившими конституциош1Ым началом. Должность хана была наследственной. По мере укрепления ислама в государстве в качестве влиятельного сановника выдвигается главный казый, на­ значаемый ханом — носителем высшего правового авторитета. Ка-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy