История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

36 дамском образе жизни и подчеркнуто выражает свое негативное от­ ношение ко многим традициям в образе жизни северотюркских племен, идзшщм от язычества. Тем не менее эта книга для нас важ­ ный исторический источник. Миссия прибыла обычным караванным путем через Иран, Буха­ ру, Хорезмию весной 922 г. Алмас хан в своем дворце, в присутст­ вии своей же1П>1 и многочисленных придворгшхх устроил в честь высокого посольства большой прием. Было зачитано послание Ба­ гдадского халифа ал Муктадира, одобряющее желание булгарского общества принять ислам и присоединиться к миру исламских стран. Алмас хан, в свою очередь, торжественно объявил о присоедине­ нии своего государства к исламскому миру и принятии 1гслама в качестве официальной государственной религии. Он выразил бла­ годарность халифу за обещанную помощь. Затем с выходом к на­ роду и официальными выездами на места была устроена офици­ альная торжественная церемония принятия ислама. Она состоялась 16 мая 922 г. (310 г. хиджры). Эти официальные торжества еще не означали поголовного перехода населения от язычества к исламу. Особенно это относилось к княжествам, расположенным на пери­ ферии, в частности, к чувашскими и особенно финно-угорсюш, где принявших ислам оказалось меньше. Тем не менее исторический акт совершился. В Волжской Булга- рии был принят ислам суннитского направления, признающий пра­ вомерность присяги на верность Мухаммаду, дайной Лбу Бекром, в отличие от сторонников партии ши'а, оспаривавших присягу Лбу Бе1фа и провозгласивших хазрата Али (зятя Мухамзчада) преешпшом пророка Мухаммада. С этого времени население Булгара стали на­ зывать "ахл ас сушга ва-л-джамаа" (люди сушгы и согласш общины). Общественная жизнь Волжской Булгарии. С принятием ислама общественная жизнь Булгара, выросшая на нормах обычь[ого пра­ ва, традициях местной этноплеменной жизни, начинает постепенно ориетггироваться на исламский комплекс социальных норм - шариат. Шариат (аш Шари'а - закон, обязательное предписание) - ком­ плекс закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которые оп­ ределяют убеждения правоверных, формируют их нравственные ценности и религиозную совесть. В шариате мусульмане видят ис­ точник норм, регулирующих их поведение. Иначе говоря, общест­ венная жизнь Булгара начинает ориентироваться на исламский об­ раз жизни. Вместе с тем древние правовые представления населения страны, правовые нормы и традиции страны, идущие от прежнего этнопле- менного образа жизни, не исчезают, а обретают форму адата, су­ ществующего параллельно с шариатом. Адат отражает реалии ме­ стной правовой жизни, т.е. представляет собой комплекс древних правовых и нравствегаых норм, которые практически соблюдаются

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy