История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней
36 дамском образе жизни и подчеркнуто выражает свое негативное от ношение ко многим традициям в образе жизни северотюркских племен, идзшщм от язычества. Тем не менее эта книга для нас важ ный исторический источник. Миссия прибыла обычным караванным путем через Иран, Буха ру, Хорезмию весной 922 г. Алмас хан в своем дворце, в присутст вии своей же1П>1 и многочисленных придворгшхх устроил в честь высокого посольства большой прием. Было зачитано послание Ба гдадского халифа ал Муктадира, одобряющее желание булгарского общества принять ислам и присоединиться к миру исламских стран. Алмас хан, в свою очередь, торжественно объявил о присоедине нии своего государства к исламскому миру и принятии 1гслама в качестве официальной государственной религии. Он выразил бла годарность халифу за обещанную помощь. Затем с выходом к на роду и официальными выездами на места была устроена офици альная торжественная церемония принятия ислама. Она состоялась 16 мая 922 г. (310 г. хиджры). Эти официальные торжества еще не означали поголовного перехода населения от язычества к исламу. Особенно это относилось к княжествам, расположенным на пери ферии, в частности, к чувашскими и особенно финно-угорсюш, где принявших ислам оказалось меньше. Тем не менее исторический акт совершился. В Волжской Булга- рии был принят ислам суннитского направления, признающий пра вомерность присяги на верность Мухаммаду, дайной Лбу Бекром, в отличие от сторонников партии ши'а, оспаривавших присягу Лбу Бе1фа и провозгласивших хазрата Али (зятя Мухамзчада) преешпшом пророка Мухаммада. С этого времени население Булгара стали на зывать "ахл ас сушга ва-л-джамаа" (люди сушгы и согласш общины). Общественная жизнь Волжской Булгарии. С принятием ислама общественная жизнь Булгара, выросшая на нормах обычь[ого пра ва, традициях местной этноплеменной жизни, начинает постепенно ориетггироваться на исламский комплекс социальных норм - шариат. Шариат (аш Шари'а - закон, обязательное предписание) - ком плекс закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которые оп ределяют убеждения правоверных, формируют их нравственные ценности и религиозную совесть. В шариате мусульмане видят ис точник норм, регулирующих их поведение. Иначе говоря, общест венная жизнь Булгара начинает ориентироваться на исламский об раз жизни. Вместе с тем древние правовые представления населения страны, правовые нормы и традиции страны, идущие от прежнего этнопле- менного образа жизни, не исчезают, а обретают форму адата, су ществующего параллельно с шариатом. Адат отражает реалии ме стной правовой жизни, т.е. представляет собой комплекс древних правовых и нравствегаых норм, которые практически соблюдаются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy