История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней
35 тюркских языческих религий. Для )тсреплеиия же централизован ного государства нужны были новые правовые и нравственные нормы государственной религии. Задача эта была решена приняти ем ислама при Алмас хане. Принятие ислама в Булгаре было обусловлено рядом обстоя тельств. Ислам, как молодая религия, был более приспособлен к новым условиям. Его привлекательность определялась более тща тельной разработкой всех сторон личной, общественной и государ ственной жизни человека. Ж.Ж.Руссо в своем «Общественном до говоре» отметил; «У Мухаммада были весьма здравые взгляды: он хорошо связал воедино всю свою политическую систему». Действи тельно, государственная система, отстаиваемая исламом, была ра зумна и нравственна, обеспечивала единство государственно- правового, религиозно-идеологического и духовно-нравственного начал (принципов), не допуская единоличного BepxoBeiicTBa ни державных, ни религиозно-идеологических догматов. Ислам оказался тесно связашгым с наукой, образованием, куль турой. Говоря о достоинствах ислама, Тойнби отмечал, что ислам, в отличие от иудаизма, не был антиподом эллинизму. Не случайно арабский философ и врач Ибн Рушд (Аверроэс, 1126 - 1198) стал видным философом восстановленного аристотелизма. Признавая религию как источник знаний, он в то же время высоко ценил ра циональный (научньш) источшж энашш. Ученые отмечают также житейские, бытовые ценности, пропове- дываемые исламом. Гердер, например, с восхищением отмечал предписания ислама о гигиене человека, о чистоте. Он пишет: «Кроме того, красоте (этих народов. - Авт?) способствовали заповеди Корана, потому что Коран предписывал умываться, содержать тело в чистоте, соблюдать умеренность, и в то же время дозволял лю бовные утехи и сладострастный покой». В научной литературе от мечается и такое немаловажное качество ислама, как проповедь терпимости, имеющей большое значение в л15Чной, социальной и политической жизни человека. Определешахе предпосылки для принятия ислама были и в самой Волжской Булгарии. Ко времешт офщиального принятия ислама в стране уже была система мечетей с мектебами, здравоохранения с табибами. Посольство Багдада в Булгаре. Церемония официального приня тия ислама в древнетатарском государстве состоялась в ходе посе щения Булгара Багдадской дипломатической миссией. Историю этой миссии подробно описал секретарь посольства Ибн Фадлан (Фазлан), хорошо знавший язык тюрки, имевший богатый дипло матический опыт, посетивший многие страны. Книга его воспоми наний о путешествии на реку Итиль и принятии в Булгаре ислама дошла до наших дней. Будучи правоверным мусульманином и проповедником ислама, Ибн Фадлан, как и следовало ожидать, восторженно говорит об ис-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy