История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

35 тюркских языческих религий. Для )тсреплеиия же централизован­ ного государства нужны были новые правовые и нравственные нормы государственной религии. Задача эта была решена приняти­ ем ислама при Алмас хане. Принятие ислама в Булгаре было обусловлено рядом обстоя­ тельств. Ислам, как молодая религия, был более приспособлен к новым условиям. Его привлекательность определялась более тща­ тельной разработкой всех сторон личной, общественной и государ­ ственной жизни человека. Ж.Ж.Руссо в своем «Общественном до­ говоре» отметил; «У Мухаммада были весьма здравые взгляды: он хорошо связал воедино всю свою политическую систему». Действи­ тельно, государственная система, отстаиваемая исламом, была ра­ зумна и нравственна, обеспечивала единство государственно- правового, религиозно-идеологического и духовно-нравственного начал (принципов), не допуская единоличного BepxoBeiicTBa ни державных, ни религиозно-идеологических догматов. Ислам оказался тесно связашгым с наукой, образованием, куль­ турой. Говоря о достоинствах ислама, Тойнби отмечал, что ислам, в отличие от иудаизма, не был антиподом эллинизму. Не случайно арабский философ и врач Ибн Рушд (Аверроэс, 1126 - 1198) стал видным философом восстановленного аристотелизма. Признавая религию как источник знаний, он в то же время высоко ценил ра­ циональный (научньш) источшж энашш. Ученые отмечают также житейские, бытовые ценности, пропове- дываемые исламом. Гердер, например, с восхищением отмечал предписания ислама о гигиене человека, о чистоте. Он пишет: «Кроме того, красоте (этих народов. - Авт?) способствовали заповеди Корана, потому что Коран предписывал умываться, содержать тело в чистоте, соблюдать умеренность, и в то же время дозволял лю­ бовные утехи и сладострастный покой». В научной литературе от­ мечается и такое немаловажное качество ислама, как проповедь терпимости, имеющей большое значение в л15Чной, социальной и политической жизни человека. Определешахе предпосылки для принятия ислама были и в самой Волжской Булгарии. Ко времешт офщиального принятия ислама в стране уже была система мечетей с мектебами, здравоохранения с табибами. Посольство Багдада в Булгаре. Церемония официального приня­ тия ислама в древнетатарском государстве состоялась в ходе посе­ щения Булгара Багдадской дипломатической миссией. Историю этой миссии подробно описал секретарь посольства Ибн Фадлан (Фазлан), хорошо знавший язык тюрки, имевший богатый дипло­ матический опыт, посетивший многие страны. Книга его воспоми­ наний о путешествии на реку Итиль и принятии в Булгаре ислама дошла до наших дней. Будучи правоверным мусульманином и проповедником ислама, Ибн Фадлан, как и следовало ожидать, восторженно говорит об ис-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy