История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

34 В период образования древнетатарского государства арабская цивилизация была уже исламской, а арабский исламский халифат (государство), сложившийся в начале VII в., — влиятельной импе­ рией. Первым халифом (титул государей) с 632 г. стал Абу Бекр (572 - 634) - один из сподвижников пророка Мухаммада, а страна называлась «Билэд ал Ислам» (Страна Ислама) или «Мамлакат ал халиф» (Государство халифов). С начала X в. Багдадсюш халифа­ том правил Джафар ал Муктадир из династии Аббасидов. Власть Багдада признавали тогда Иран, Азербайджан, государство сама- нидов (Бухара), Хорезмия (Джзфджания). Булгаро-Багдадские отношения. Некоторые сведения о начальном периоде булгаро-багдадских отношений мы находим у арабского историка и путешественника ал Масуди (конец IX в. - 956/57), лично побывавшего в Иране, Индш-х, Азербайджане и других стра­ нах. По его утверждению, булгарский правитель Алмас бин Силки весной 921 г. направил в Багдад своего посла Абдуллу бин Башту, который привез послание своего правителя халифу ал Муктадиру. В послании содержалась просьба направить в Булгар исламских проповедников и лекарства, а также помочь построить в Булгаре мечеть, поставить крепость. Ал Масуди дополнительно сообш;ает, что Башту, служивший тогда при дворе Алмас хана, выходец из Хорезмии, был прозван Хазари. Мож[1о полагать, что он - му­ сульманин и что он не только был причастен к дипломатическим отношениям между Булгаром и Багдадом, но и побывал с подоб­ ными миссиями в Хорезмии и Хазарии. По словам ал Масуди, уже тогда при дворе Багдадского халифа служили выходцы из Булгара А.Текин и Барыс. Следовательно, дипломатические отношения Булгара с Багдадом были установлены раньте, и миссия Башту в Багдад не была первой. К тому же в Багдаде были хорошо осве­ домлены о Булгаре по книгам Ибн Рустэ и другах арабских авторов. Связь между Булгаром и Багдадом тогда поддерживалась по су­ ществующему караванному торговому пути через Хорезмию, Буха­ ру и Иран. Межгосударственные отношения, в которых главной была торговля. Булгар установил с последними еще раньше. Вер­ нее, эти отношения были продолжением традиционных торговых отношений Биляра, Сувара и других Волжско-Камских городов. Причем два из них (Бухара и Хорезмия) были тюркскими государ­ ствами, хотя государственным язьшом у них оставался ирансюш. Более сложным, можно полагать, был переход Булгара к новым отношениям с Хазарией, фактически терявшей контроль над пери­ ферией, но не желавшей расставаться с властью. В первое время в Итиле жил сын зльтавара (правителя) Булгара, как бы подтвер­ ждая сохранение прежнего отношения Булгара к Хазарии. Предпосылки принятия ислама. Образование древнетатарского государства Булгар происходило на базе правовых и духовно- идеологических традиций ранних государственных образований — родоплеменного общинного права и нравственных норм северо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy