История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней

Historian est jvaglstra vitae История - учитель жизни ВВЕДЕНИЕ Предмет и ценностные ориентации курса Наука «История». Человек, наделенный разумом, психикой, сло­ весной речью, всю антропогенную эпоху (последние миллион лет) ведет сознательную жизнь. Обдумывая и советуясь между собой, люди устраивают свое хозяйство (дом), чтобы обеспечить себя средствам!! существования; заботятся об удовлетворении духовных потребностей; выбирают систему управления своим обществом (социумом). Указанные материальные, духовные IE социальные ха­ рактеристики в совокупности принято называть Земной цивилиза­ цией или культурой жизни человека на Земле. Форма и содержание материальной, духовной и социальной жизни человека постоянно менялись. В свое время совершился пе­ реход от собирательского хозяйства к производящему. Совердген- ствовалось умение человека, менялись орудия труда. Соответствен­ но менялись условия материальной жизни человека. Примечательна и историческая трансформация духовной жизни человека. Тоте­ мизм, выражавший ранние нравственно-этические традиции и идеа­ лы, заменило систематизированное язычество, которое, в свою оче­ редь, уступило место древним мифологическим богам. Затем появились мировые религии, от которых человек перешел к почи- TaiH-Ho рационалистических нравственио-этнческих традиций и идеалов. Не оставался неизменным и социум. От родовой системы орга]1изации и управления социумом, человек ]тостенецно перехо­ дит к более сложным; к родоплеменной системе, затем к системе илемеиных союзов и, наконец, к государственному управлению. В исторотеском процессе материальные, духовные и социальные характеристики жизни человека выступали как бы в связке. На­ пример, низшую CT y n e i f b первобытного общества олицетворяли со­ бирательское хозяйство, каменные орудия труда, тотемизм, родо­ вой строй. Каждый последующий период, в свою очередь, представляет уникальный комплекс материальных, духовных и со­ циальных характеристик (социалышпЧ модуль), отражающий реа- лю! своего периода. Переход от одного к другому совершается по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy