История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней
100 в России сложилась несколько иная обстановка. К XVI в. в ос новном здесь закончилось объединение в единое национальное го сударство северорусских княжеств, включая независимые Новго родскую и Псковскую республики. Однозначной была претензия Ивана IV на объединение вокруг Москвы и южноруссхшх (украинских) земель, остававшихся у Польши и Литвы. Более то го, в царствование Ивана IV получили окоетательные контуры пестовавшиеся со времени Ивана Ш и Василия Ш идеология и по литика создания мировой державы. «Степенная книга» (XVI в.), констатируя «божественность» царской власти, вела летописное происхождение московских князей от римского императора Авгу ста, установившего в свое время личную власть. Проповедовалась связь России с римской империей и по линии сохранения истинной веры, что нашло отражение в утверждении «Москва - третий Рим» (после Рима и Константинополя). Его автором считается псковитя нин Филофей, живший в XVI в. Так, московские светские и ду ховные власти оказались ориентирован11ыми на переход от объеди нения русских земель к присоединешгю к России других стран. Отражение агрессии Ивана IV в 1551 г. Сююмбике и Казанское правительство отдавали себе отчет в том, какая политическая угро за нависла над Татарстаном в связи с решением Москвы во что бы то ни стало покорить Казань и тем самым открыть путь к даль нейшей имперской экспансии. Сююмбике со своей стороны и от имени сына предложила Ивану IV вступить в переговоры. С таким же советом обратилось к Москве и правительство Ногайского госу дарства. Предложения Сююмбике были отвергнуты Москвой. Со ветник Ивана IV, назвавший себя Иваном Пересветовым, писал, что Казань надо завоевать даже в том случае, если бы она была «в дружбе с Россией», потому что Казанское царство является «подрайской землицей, всем угодною». Завоевание Казани он оп равдывал, называя его «государственной обороной», хотя всем бы ло ясно, что Казань России не угрожала. Подготовка Татарстана к обороне стала единственным решением. Эту ответственную патриотическую задачу берет на свои плечи ми лая женщина-мать и в то же время мудрый политик - Сююмбике. Вокруг нее объединились все здоровые силы нации. После выезда из Казани Кошчака, возглавлявшего правительство в 1546 - 1551 гг., на эту должность был выдвинут Худайкул. Доверие и помощь ей оказывало мусульманское духовенство во главе с шайх ул исламом Кул Шарифом. Вокруг нее оказались князья Нурали Ширин, Япанчи, мурза Шунак, Бурнаш и др. Подготовка к отражишю аг рессии шла на местах, включая автономные чувашские и марийские земли, находившиеся на пути русских войск. В Арском крае эту работу возглавили князья Эйюб, Багаутдин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy