Материаловедение в машиностроении

существенно превосходят традиционные стали, алюминиевые и титановые сплавы, обладая повышенными удельной прочностью и жесткостью, высокой усталостной и длительной прочностью, возможностью регулирования анизотропии свойств, широким комплексом тепло- и электрофизических характеристик, многофункциональностью применения. Благодаря ценному комплексу свойств углепластики являются важнейшими конструкционными материалами, позволяющими создать тяжелонагруженные узлы вертолетов, самолетов. В бороволокнитах матрица армирована борным волокном. Для этих композитов характерна высокая усталостная прочность, специфические химические свойства: стойкость к проникновению воды, органических растворителей, радиации, горючесмазочных материалов. Бороволокниты применяют в авиационной и космической технике для изготовления роторов, лопаток компрессоров, лопастей винтов, трансмиссионных валов вертолётов. Применение в органоволокнитах в качестве наполнителя синтетических волокон (капрон, лавсан, винол, полиамид) имеет преимущество для снижения плотности КМ (до 1,15…1,5 т/м 3 ); при этом также существенно снижают предел выносливости и модуль упругости (вдвое ниже, чем у чистого алюминия). Однако эти КМ отличаются стабильностью механических свойств при резком перепаде температур, действии ударных и циклических нагрузок; высокой химической стойкостью и диэлектрическими свойствами. Их применяют в качестве изоляционного и конструктивного материалов в электро-, радиопромышленности, авиа- и автостроении (трубы, ёмкости для агрессивных сред, покрытия корпусов). Особую роль ПКМ играют в авиа-, вертолетостроении. В современном самолете фирмы «Боинг» доля ПКМ достигает 50% среди всех применяемых материалов (рис.13.25). 349

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy