Материаловедение в машиностроении

Общими недостатками КМ на полимерной основе являются: резкая потеря прочности при температурах выше 100…200 С, горючесть, отсутствие способности к сварке. Матрицами для ПКМ служат различные термореактивные и термопластичные полимеры. К полимерным связующим предъявляются, наряду с требованиями высоких механических характеристик, ряд специальных требований: технологичность, термостойкость, негорючесть и т.п. В состав связующих входят, как правило, различные модифицирующие добавки, обеспечивающие реализацию в композиционном материале требуемых технологических и эксплуатационных свойств: отвердители, растворители, катализаторы и др . Термореактивная матрица – матрица, полученная отверждением эпоксидных, эфирных, имидных, кремнийорганических и других олигомеров в процессе изготовления композитов. Термопластичная матрица – матрица, которая расплавляется для пропитки наполнителя, а затем охлаждается. Это ПЭ, ПП, полиариленсульфоны, сульфиды, кетоны. Гибридная матрица может сочетать термореактивные и термопластичные. Армирующая фаза образуется обычно совокупностью непрерывных волокнистых армирующих элементов в виде элементарных волокон, комплексных нитей, жгутов, лент, тканей с различной текстурой, а также короткими волокнами в составе штапельных тканей, матов, бумаги и т.п. В зависимости от химической природы матрицы и армирующей фазы ПКМ могут приобретать наименование по одному из компонентов: - по матрице: фенопласты, эпоксипласты, имидопласты и т.п.; по волокнообразующему материалу: стекло-, угле-, органо-, базальто- и др. пластики. Одной из основных отраслей машиностроения, где используются ПКМ, является автомобилестроение. На рис. 13.21 показаны детали и узлы легкового автомобиля, которые в настоящее время изготавливаются из ПКМ. 345

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy