Материаловедение в машиностроении
. Рис. 10.11 Эрозионное изнашивание Усталостное изнашивание возникает при трении качения и наиболее отчётливо проявляется на рабочих поверхностях подшипников качения и зубьев шестерён. При усталостном износе трущихся деталей возникает микропластические деформации сжатия и упрочнения поверхностных слоёв металла. Повторно-переменные нагрузки, превышающие предел текучести металла при трении качения, вызывают явление усталости, разрушающее поверхностные слои. Разрушение поверхностных слоёв происходит вследствие возникших микро- и макроскопических трещин далее развиваются в одиночные и групповые усталостные углубления и впадины. Кавитационное изнашивание наблюдается в трубопроводах, у лопастей гидротурбин, гребных винтов в бурильных трубах. Этот вид изнашивания возникает в результате ударного давления воздуха, вырывающегося из пузырьков, разрушающихся у поверхности изделия, вследствие разности давлений внутри пузырька и снаружи. Коррозионно-механическое изнашивание происходит при трении материала, вступившего в химическое взаимодействие со средой. К коррозионно-механическим видам изнашивания относятся окислительное изнашивание и изнашивание при фреттинг-коррозии. Окислительное изнашивание возникает при наличии на поверхности трения защитных плёнок, образовавшихся в результате взаимодействия материала с кислородом. Окислительный износ характеризуется протеканием одновременно двух процессов - пластической деформации микроскопических обьёмов металла поверхностных слоёв деталей и 264
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy