Материаловедение в машиностроении

микротрещинах, облегчают разрушение и пластическое деформирование трущихся поверхностей – эффект академика П.А. Ребиндера. Жидкостное трение возникает между двумя телами, разделёнными слоем жидкости, в котором проявляется её обьёмные свойства. При жидкостном трении поверхности деталей полностью разделены слоем смазки, благодаря чему непосредственный контакт между ними отсутствует. Однако большинство деталей работает при неполной смазке в условиях граничного трения. Процесс изнашивания деталей машин сопровождается сложными физико-химическими факторами и многообразием влияющих на него явлений и протекает во времени с различной скоростью. Различают следующие стадии изнашивания: I – приработка; II – установившийся (нормальный) износ; III – катастрофический износ (рисунок 10.8). Рис.10.8 - Стадии изнашивания Изменение линейного размера Δh детали интенсивно протекает в 1 период эксплуатации. Однако это происходит в короткий период времени, пока поверхности сопрягаемых деталей не выровняются по параметрам шероховатости. На этом этапе должна быть щадящая эксплуатация изделия. Износ деталей даже при соблюдении всех правил технического ухода и эксплуатации является естественным результатом работы деталей. Поэтому второй этап – это этап нормальной эксплуатации, обычно длящийся годами и даже десятилетиями с постоянной скоростью изнашивания. 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy