Материаловедение в машиностроении

микроскопических трещин, нагара на рабочих поверхностях и др. Установлено, что даже при соблюдении правил эксплуатации и своевременном проведении технического обслуживания износ растёт постоянно, и изменение его величины связано со временем работы механизма, автомобиля, агрегатов и др. Детали машин работают в различных условиях трения. В зависимости от состояния трущихся поверхностей и наличия смазки между ними различают следующие виды трения (по ГОСТу 16429-70): трение без смазки, граничное трение и жидкостное. Трение двух твёрдых тел без смазки происходит при отсутствии на поверхности трения смазочного материала всех видов. Трение без смазки сопровождается повышением температуры, возникшим на контактных участках поверхностей, вследствие чего может иметь место пластическая деформация поверхностных слоёв металла, облегчая их износ. Такое явление может проявиться в отдельных точках контакта и является наиболее разрушительным видом изнашивания. Граничное трение двух твёрдых тел возникает при наличии на поверхности трения очень тонкого слоя жидкости толщиной приблизительно 0,1 мкм, обладающего свойствами, отличающихся от обьёмных. Действие смазки при граничном трении зависит не только от вязкости масла, но и от присутствия в ней поверхностно-активных веществ (ПАВ), способных адсорбироваться на трущихся поверхностях. Вязкость масла вблизи твёрдой поверхности оказывается выше, чем внутри масляного слоя, вследствие особого расположения молекул. ПАВ оказывают положительное влияние на износ, особенно при небольших нагрузках. При небольших нагрузках смазочная плёнка разрушается, несмотря на присутствие ПАВ и начинается зацепление и срез неровностей. В эти моменты возникает высокие местные усилия, под действием которых происходит углубление поверхностных микротрещин и износ. При этом ПАВ, находящиеся в 259

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy