Материаловедение в машиностроении

Процесс усталостного (циклического) нагружения образцов осуществляют на специальных машинах, которые создают нужный цикл нагружения. На рисунке 10.6. представлены две схемы нагружения: знакопеременный чи стый изгиб (а) и знакопеременный консольный изгиб (б). Рис. 10.6.  Схема машины для испытания на усталость при чистом изгибе (а) и при консольном изгибе (б) 1 – образец; 2 – захват; 3 – электродвигатель; 4 – рычаг; 5 – груз Для процесса усталости характерно значительное рассеяние долговечности деталей. Это рассеяние зависит от размеров деталей (образцов), состояния их поверхности, а также колебаний нагрузки. Поэтому при оценке сопротивления усталости металла обычно используют большое количество однотипных образцов (не менее 15). Для построения кривой усталости испытывается по 3-4 образца до разрушения на трех-четырех уровнях напряжения. Уровни напряжения подбирают экспериментально. Для каждого образца фиксируется уровень напряжения и время (число циклов), которое он выдержал до разрушения. По результатам испытания отдельных образцов строят кривую усталости (рисунок 10.7), представляющую собой кривую, аппроксимирующую экспериментальные точки. Типы кривых усталости могут быть получены разного типа: при доведении испытания: - до полного разрушения образца или изделия (кривые Велера); - до начала развития трещины; 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy