Материаловедение в машиностроении

Современным прогрессивным способом азотирования является ионное азотирование. Его проводят в специальных установках, в которых детали являются катодом, стенки вакуумной камеры - анодом. В разреженной атмосфере чистого азота при давлении 500–1300 Па и напряжении 300–800 В возбуждается тлеющий разряд и при этом происходит ионизация азота. Преимущества ионного азотирования состоят в экономичности, хорошей управляемости процесса, применимости не только к легированным, но и к высоколегированным (коррозионностойким сталям), высокой производительности. В общем случае процесс азотирования состоит из пяти основных операций: - закалка и высокий отпуск детали для получения необходимой прочности и вязкости сердцевины; - механической обработки деталей для получения требуемых формы и размера; - защиты участков, не подлежащих азотированию (нанесение слоя олова электролитическим методом); - азотирование; - доводка изделия. Нитроцементация – химико-термическая обработка сталей, состоящая в одновременном насыщении деталей углеродом и азотом. При нагреве в аустенитной области азот способствует ускорению диффузии углерода. Это даёт возможность снижения температуры насыщения, что имеет следующие преимущества: уменьшается степень окисления в процессе ХТО; уменьшается коробление при охлаждении; предотвращается рост зерна. Целью нитроцементации является повышение твердости, износостойкости и коррозионной стойкости. Нитроцементация применяется для низкоуглеродистых и низколегированных сталей в автомобильной и автотракторной промышленности для нешлифуемых деталей сложной формы. Насыщающая среда – углеродсодержащий газ с 3 - 5 % аммиака. Температура процесса – не выше 880ºС (обычно 840-860ºС). 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy