Материаловедение в машиностроении
можно проводить после окончаний термообработки, например, после закалки и высокого отпуска. Это позволяет подвергать азотированию уже готовые детали, прошедшие обработку резанием, шлифованием, т.е. не требуется оставлять припуски на окончательную обработку как при цементации. Низкая температура азотирования не позволяет получить глубокого насыщения поверхностей. Поэтому обычная толщина азотированного слоя 0,3 – 0,5 мм, а продолжительность процесса в 2-3 раза превышает продолжительность цементации. Поскольку эти температуры находятся в интервале температур отпуска или старения (для ряда сталей), то процесс насыщения может быть совмещён с термообработкой. Длительность составляет до 24-60 часов (из-за пониженной по сравнению с цементацией температуры насыщения). Рис.7.6- Основные фазы, возникающие при азотировании в соответствии с диаграммой фазового равновесия Fe-N: -азотистый аустенит; -азотистый феррит; ’ -нитрид Fe 4 N – фаза внедрения; - нитрид Fe 2 N – фаза внедрения Азотирование является более дорогим процессом, чем цементация, из-за повышенной длительности процесса. Его применяют для ответственных деталей – коленчатых валов, гильз цилиндров, червяков, для деталей сложной формы и тонких сечений, которые не подвергаются последующему шлифованию. 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy