Электрооборудование автомобилей и тракторов : курс лекций. Ч.1. Электрооборудование автомобилей

Почетное место среди изобретателей автомобиля принадлежит и нашим соотечественникам Евгению Александровичу Яковлеву (1857 - 1898 гг.) и Петру Александровичу Фрезе (1844 - 1918 гг.). Е.А. Яковлев (в прошлом лейтенант военно - морского флота) начал проводить эксперименты с ДВС в 1884 г., а в 1889 г. организовал их серийное производство на основанном им в Петербурге «Первом русском заводе керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева». Двигатели этого предприятия имели по тем временам немало технических новшеств: электрическое зажигание; съемную головку цилиндра; смазку под давлением. В 1893 г. они экспонировались на Всемирной выставке в Чикаго и были отмечены премией. Па этой выставке демонстрировался один из первых немецких серийных автомобилей «Бенц» модели «Вело». Этим экспонатом заинтересовались Е.А. Яковлев и П.А. Фрезе и решили построить свой автомобиль. Эту идею они осуш,ествили в 1896 г. Автомобиль имел одноцилиндровый ДВС объемом 1000 см мош,ность 2 л.с. Зажигание рабочей смеси было электрическим. Карбюратор был простейшим испарительного типа. Автомобиль имел массу около 300 кг, мог развивать скорость около 20 верст в час (21,3 км/ч) и имел запас хода по топливу 200 верст. Для сравнения можно привести данные автомобиля «Руссо - Балт С24/30» 1909 - 1910 гг. выпуска. Автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель объемом 4501 см мош,ностью 30 л.с. при 1500 об/мин, снаряженную массу 1800 кг и развивал скорость 70 км/ч. В своем развитии ЭО автомобилей прошло несколько этапов вместе с совершенствованием конструкции автомобиля и его узлов. Па начальном этапе (вторая половина 19 в.- начало 20 в.) на первых автомобилях источником электроэнергии служил аккумулятор (как правило, напряжением 6 (8) В). Он использовался для зажигания горючей смеси в двигателях и для освеш,ения. Затем на автомобилях с бензиновым двигателем появляется система зажигания от магнето. Магнето представляет собой магнитоэлектрический агрегат, объединяюш,ий генератор переменного тока низкого напряжения, индукционную катушку зажигания, прерыватель тока низкого напряжения и распределитель тока высокого напряжения. Схема магнето показана на рис. 1. Па следующем этапе (начало 20 в. - середина 20 в.) формируется классическая схема ЭО автомобилей. Появляются в составе ЭО более мош,ные аккумуляторы напряжением 12 В и 24 В, генератор (как правило постоянного тока), электростартер (электродвигатель постоянного тока), релейные регуляторы напряжения, электроприводы различного назначения. В 50-х годах развитие ЭО автомобилей идет по пути стандартизации. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy