Учебно-методический комплекс дисциплины "Технологическая подготовка производства электронных средств"

Прежде чем говорить о выборе стратегии российских компаний, рабо­ тающих в области электроники, необходимо, по мнению Б.А. Рудяка^^ — од­ ного из инициаторов издания с 1998 г. ежегодника "Живая электроника Рос­ сии", рынок электронного оборудования разделить на три области, в каждой из которых методы достижения успеха сильно отличаются. Во-первых, это область потребления электроники, недоступная или ма­ лодоступная зарубежным конкурентам, — закрытые или полузакрытые рын­ ки, все, что связано с безопасностью: военная техника, ядерная энергетика, различные системы охраны и безопасности, специальной связи. По некото­ рым оценкам, эта часть рынка охватывает сегодня приблизительно 20 - 25 % всей электроники, производимой в стране, и с увеличением военного бюдже­ та, по всей вероятности, будет расти. Ценность этой области в том, что кон­ куренция здесь низка, а норма прибыли высока. Характерны высокие требо­ вания к качеству (прежде всего надежности) продукции и к ритмичности по­ ставок. Однако вряд ли правильно работать только или в основном на закры­ тых рынках. Компании, сориентированные на обслуживание специфических закрытых сегментов рынка, вряд ли смогут быть конкурентоспособными на открытых рынках. Государственный или чиновничий протекционизм позво­ ляет компаниям добиваться успехов, но как только этот протекционизм исче­ зает из-за смены политики или чиновника, другие участники рынка, выжив­ шие в менее благоприятных рыночных условиях, начинают теснить своих потерявших поддержку сверху конкурентов. Во-вторых, это область электроники, которая массово производится за рубежом и где российским производителям приходится жестко конкуриро­ вать с импортным товаром. Эта часть рынка самая большая, и на российском рынке здесь доминируют зарубежные транснациональные компании. Основные компетенции, востребованные в данной области, — те, кото­ рые в малой степени востребованы на закрытых рынках: умение минимизи­ ровать себестоимость продукции, умение "думать глобально, действовать ло­ кально", это весь комплекс маркетинговых знаний и умений. Третья область — это область инноваций, новая электроника, потреби­ тельские качества которой значительно отличаются от массовых производи­ мых моделей. Здесь нужно уметь либо предугадывать, либо создавать спрос. Это область престижна как для компаний, так и для страны в целом. Компетенции, востребованные в данной области, — нестандартность мышления, умение создавать и управлять творческими группами и вера в успех. ^^Рудяк Б. Движущая сила российской электроники / Живая электроника России : Ежегод. сб. -М.: ИД "Электроника", 2005,- С. 18-22. По мнению Б.А. Рудяка, руководство компаний должно определить ве­ личину своего присутствия на трех перечисленных рынках, и наилучшим для 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy