Учебно-методический комплекс дисциплины "Технологическая подготовка производства электронных средств"
Прежде чем говорить о выборе стратегии российских компаний, рабо тающих в области электроники, необходимо, по мнению Б.А. Рудяка^^ — од ного из инициаторов издания с 1998 г. ежегодника "Живая электроника Рос сии", рынок электронного оборудования разделить на три области, в каждой из которых методы достижения успеха сильно отличаются. Во-первых, это область потребления электроники, недоступная или ма лодоступная зарубежным конкурентам, — закрытые или полузакрытые рын ки, все, что связано с безопасностью: военная техника, ядерная энергетика, различные системы охраны и безопасности, специальной связи. По некото рым оценкам, эта часть рынка охватывает сегодня приблизительно 20 - 25 % всей электроники, производимой в стране, и с увеличением военного бюдже та, по всей вероятности, будет расти. Ценность этой области в том, что кон куренция здесь низка, а норма прибыли высока. Характерны высокие требо вания к качеству (прежде всего надежности) продукции и к ритмичности по ставок. Однако вряд ли правильно работать только или в основном на закры тых рынках. Компании, сориентированные на обслуживание специфических закрытых сегментов рынка, вряд ли смогут быть конкурентоспособными на открытых рынках. Государственный или чиновничий протекционизм позво ляет компаниям добиваться успехов, но как только этот протекционизм исче зает из-за смены политики или чиновника, другие участники рынка, выжив шие в менее благоприятных рыночных условиях, начинают теснить своих потерявших поддержку сверху конкурентов. Во-вторых, это область электроники, которая массово производится за рубежом и где российским производителям приходится жестко конкуриро вать с импортным товаром. Эта часть рынка самая большая, и на российском рынке здесь доминируют зарубежные транснациональные компании. Основные компетенции, востребованные в данной области, — те, кото рые в малой степени востребованы на закрытых рынках: умение минимизи ровать себестоимость продукции, умение "думать глобально, действовать ло кально", это весь комплекс маркетинговых знаний и умений. Третья область — это область инноваций, новая электроника, потреби тельские качества которой значительно отличаются от массовых производи мых моделей. Здесь нужно уметь либо предугадывать, либо создавать спрос. Это область престижна как для компаний, так и для страны в целом. Компетенции, востребованные в данной области, — нестандартность мышления, умение создавать и управлять творческими группами и вера в успех. ^^Рудяк Б. Движущая сила российской электроники / Живая электроника России : Ежегод. сб. -М.: ИД "Электроника", 2005,- С. 18-22. По мнению Б.А. Рудяка, руководство компаний должно определить ве личину своего присутствия на трех перечисленных рынках, и наилучшим для 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy