Ван, Чжи Цзинь. Проектирование летательных аппаратов с учетом нагрева [Электронный ресурс] : монография. Ч.1. Воздушно-космические самолеты / Чжи Цзинь Ван, А. С. Кретов ; Нанкинский университет аэронавтики и астронавтики, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ. - Электрон. текстовые дан. - Казань : Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2014. - 388 с.
14 которого не удастся обеспечить высокую весовую отдачу всего ЛА , а с другой – его безопасность полета . При создании ЛА конструк - торы и расчетчики находятся в этой жесткой « вилке », границы ко - торой не всегда очевидны и определенны . Найти эту « золотую се - редину » при всех особенностях и сложностях , которые имеют ме - сто в высоко - нагретых ЛА , – чрезвычайно сложная и очень важная задача . Если эксплуатация ЛА с перетяжеленной конструкцией бу - дет проблемой экономического характера , то другой , крайний ва - риант чреват самыми тяжелыми последствиями – жизнью людей . На снимке , сделанном с земли ( рис . В 5), – начало трагедии первого в истории человечества многоразового воздушно - космического самолета « Колумбия » с семью астронавтами на борту , которая произошла 1 февраля 2003 г . После орбитального полета , когда ВКС входил в плотные слои атмосферы на высоте около 60 км , под действием скоростного напора и нагрева конструкция перестала существовать буквально в доли секунды . Возможных причин этой трагедии может быть несколько [63], но очевидно одно , что это связано с разрушением силовой конструкции , работающей в усло - виях предельно высоких температур . Рис . В 5. ВКС « Колумбия » с экипажем на борту при спуске с орбиты 1 февраля 2003 г . Несмотря на катастрофы ВКС « Челенджер » и « Колумбия », направление « крылатый космос » не должно прекратить своего су - ществования . Очевидно , что за этим направлением неизбежно сто -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy