Ноксология

226 и технологий на людей создателям этих технических средств необходимо со- блюдать требования безопасности и экологичности. При невозможности дости- жения таких решений необходимо предусматривать защитные средства. Все это должны в совершенстве знать творцы техносферы - инженеры, градостроители, работники коммунального хозяйства и многие другие, ответственные за реали- зацию мер коллективной безопасности. Каждый человек, переходя из состояния учащегося (после завершения обучения в школе, колледже, вузе) в состояние ра- ботника - созидателя, должен знать и оценивать возможные последствия своих действий. Поскольку человек наделен разумом, он стремится к созидательной жизни, пытаясь, как правило, изменить окружающий его мир в свою пользу. К сожалению, это преобразование, кроме желаемого, создает неизбежно и нега- тивные эффекты, порождая тем самым отрицательные воздействия на чело- века и окружающий его мир. Еще в 1882 г. Ф. Энгельс в работе «Диалектика при- роды» сказал, что наша историческая деятельность имеет «в первую очередь, те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью - совсем дру- гие, непредвиденные, которые очень часто уничтожают значения первых». Он не ошибся. Создавая техносферу, мы получаем не только комфорт, но и порождаем опасности. Культура безопасности. Все, что входит в понятие личной и коллективной безопасности, достигается человеком на основе знания и последующего опыта, по- этому первейшим этапом достижения высоких значений продолжительности своей жизни является овладение каждым субъектом культурой безопасности. Культура безопасности - качество личности, определяющее ее направлен- ность на развитие потребностей в безопасности, на постоянное совершенство- вание знаний, умений и навыков реализации человеко- и природозащитной де- ятельности. Получить необходимые познания по безопасности можно с наиболь- шим успехом в системе образования. Современный образованный человек при- носит обществу пользу, когда максимально полно применяет свои знания, уме- ния и навыки в решении задач безопасности. Образование является основным звеном в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Оно обеспечивает комплекс необходимых знаний, базирующихся на научной ос- нове и методологии, что позволяет поднять безопасность людей на новый, более высокий уровень. Исходя из вышесказанного, первым и важнейшим шагом госу- дарства и общественности в деле достижения здоровой и продолжительной жизни населения России является обучение людей основам культуры безопасно- сти. Каждый россиянин должен: • обладать знаниями и способностью узнавать опасности в быту, в сфере своей профессиональной деятельности, а также при использовании средств транспорта, т.е. на всех этапах своей жизни; • всемерно соблюдать правила здорового образа жизни. Человек, особенно в молодом возрасте, должен знать об опасностях вредных привычек, таких как курение, алкоголизм, наркомания и т.п.; • правильно выбирать и применять средства личной защиты от опасностей;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy