Ноксология

200 3. МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 3.1. Системы мониторинга Система наблюдения и оценки состояния опасностей, их влияния на чело- века и природу весьма многообразна. Она включает: •объектовый и аэрокосмический мониторинг источников опасностей; кон- троль безопасности оборудования и продукции, неразрушающий технический контроль, аттестацию рабочих мест; •мониторинг здоровья работающих и населения (оценка воздействия на че- ловека опасных факторов техносферы, таких как вибрация, шум, ЭМП и ЭМИ, радиация и др.); •мониторинг окружающей среды (глобальный, государственный, регио- нальный, локальный, фоновый). Мониторинг источника опасностей. Организация мониторинга источ- ников (МИ) загрязнения на объектах осуществляется с целью получения опера- тивной и систематической информации о состоянии окружающей среды, а также для обеспечения технологической и экологической безопасности на самих контролируемых объектах. По данным МИ можно оценивать не только соб- ственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характери- стикам о работоспособности, а также о характере режима функционирования («штатный» или аварийный) технологического оборудования на объекте, явля- ющегося главным источником опасности для его персонала и проживающего вокруг населения. В ГОСТ Р 14.13-2007 особо отмечается, что проведение хозяйствующим субъектом производственного экологического контроля является основой обес- печения экологической безопасности и общим условием комплексного приро- допользования, несоблюдение которого влечет за собой ответственность в соот- ветствии с законодательством. Указанный контроль должен проводиться само- стоятельно субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность, оказы- вающую негативное воздействие на окружающую среду. При необходимости могут быть привлечены организации, имеющие право проводить экологический контроль. В обоих случаях производственный экологический контроль осу- ществляется хозяйствующим субъектом за счет собственных средств и иных ис- точников финансирования. Субъекты в целях организации и осуществления производственного эко- логического контроля должны разработать, согласовать со специально уполно- моченным государственным органом в области охраны окружающей среды и утвердить в установленном порядке инструкцию по осуществлению производ- ственного контроля в области охраны окружающей среды. Руководитель объ- екта хозяйственной деятельности должен назначить должностное лицо, ответ- ственное за проведение производственного экологического контроля, а при необходимости создать подразделение, которое будет проводить производ- ственный экологический контроль. Отсутствие у хозяйствующего субъекта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy