Ноксология

199 бакалавров и магистров по укрупненному направлению «Техносферная безопас- ность». В рамках нового ФГОС ВПО по укрупненному направлению «Техно- сферная безопасность» заявлены следующие профили подготовки бакалавров: без- опасность жизнедеятельности в техносфере, безопасность технологических процес- сов и производств, зашита в чрезвычайных ситуациях, пожарная безопасность, ин- женерная защита окружающей среды, охрана природной среды и ресурсосбереже- ние, управление устойчивым развитием. Подготовка научных работников. Научные организации и высшие учеб- ные заведения страны постоянно ведут подготовку кандидатов и докторов наук для человеко- и природозащитной деятельности. В номенклатуре научных спе- циальностей высшей аттестационной комиссии есть две группы: 03.00.15 «Экология» и 05.26.00 «Безопасность деятельности человека». В период с 2000 по 2006 г. только по группе специальностей 05.26.00 были успешно выполнены, защищены и утверждены ВАК более 120 диссертаций на со- искание степени доктора наук. В настоящее время в России организованы и ведут работу более 60 диссер- тационных советов по направлению 05.26.00 «Безопасность деятельности чело- века» и около 30 советов по направлению 03.00.15 «Экология». Контрольные вопросы 1. Какие процессы определяют взаимодействие человека и природной среды? 2. Охарактеризуйте опасные зоны естественной радиации. 3. В чем состоит причина возникновения антропогенных опасностей? 4. Перечислите локально действующие на человека техногенные опасно- сти. 5. Что такое «эффективная эквивалентная доза радиации»? В каких едини- цах она измеряется? 6. Какие источники ионизирующего излучения в быту вы знаете? 7. Что такое кислотные дожди, и каковы причины их возникновения? 8. Что такое парниковый эффект? Проанализируйте основные теории, объ- ясняющие его развитие. 9. Каковы техногенные воздействия на гидросферу? 10. В чем состоят основные техногенные воздействия на литосферу? Ка- ковы последствия загрязнения почв? 11. В чем состоит опасность теплового загрязнения окружающей среды? 12. Назовите основные региональные и глобальные ЧС. 13. Какие виды пожаров вы знаете? 14. Чем опасны лесные и торфяные пожары? 15. Дайте определение понятия «естественно-техногенная опасность». При- ведите примеры таких опасностей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy