Ноксология
198 состоянием двигательного аппарата, высокой пропускной способностью анали- заторов и т.д. Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестиро- вание на определение общего и структурно-логического объема памяти, способ- ности к концентрации внимания как одномоментно, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разного рода неблагоприятных воздействий (звуко- вых, световых), способности к переключению внимания. Кроме того, примени- тельно к ним проводят оценку избирательности внимания, выявления склонно- сти к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информацию (геометриче- ские фигуры, наборы цифр, тексты), после ознакомления, с содержанием кото- рых испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по па- мяти. Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции испытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предназначенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной координации АСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет выявлять степень утомляемости (в част- ности, зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны и тесты на ис- следование глазомера. Специфика отдельных технологических процессов предъявляет дополни- тельные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здоровья. Соответствие этим требованиям выявляется в рам- ках медицинских освидетельствований, которые проводят для работающих во вредных условиях труда, а также при работах с повышенной опасностью трав- мирования. Система медицинских осмотров определена приказами Мин- здравсоцразвития России. Она предусматривает предварительные, перед по- ступлением на работу, и периодические, в ее процессе, освидетельствования, цель которых выявить наличие медицинских противопоказаний к этой работе. Подготовка инженерно-технических работников (ИТР). Для успешной ре- ализации мер по сохранению жизни и здоровья людей, работающих и проживаю- щих в условиях техносферы, значительную, если не сказать определяющую, роль играет уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них. Ныне действующая система подготовки учащихся средних школ, студен- тов колледжей и вузов, а также специалистов в области безопасности и защиты окружающей среды создана в России в 1990-е гг. Сегодня она включает изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) учащимися средней школы и дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология» студен- тами, а также подготовку ИТР по направлениям «Безопасность жизнедеятельно- сти» и «Защита окружающей среды». В настоящее время такая подготовка ве- дется в более чем 200 вузах страны. В вузах педагогического профиля ведут подготовку учителей курса ОБЖ. С сентября 2011 г. вузы РФ начали подготовку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy