Статистические методы в управлении качеством
22 случается определенное событие?», и именно контрольный листок позволяет перейти от предположения к фактам. Контрольный листок – бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, соответственно которым можно заносить фактические данные с помощью пометок или простых символов. Таким образом, это хорошее средство регистрации данных. Построение контрольного листка включает следующие этапы: 1) определить как можно точнее, какое событие будет наблюдаться, причем каждый исполнитель должен следить за одним и тем же явлением; 2) установить, в течение какого периода будут собираться данные (он может колебаться от нескольких часов до нескольких недель); 3) построить форму, которая будет ясной и легкой для заполнения (в форме должны быть четко обозначены графы и колонки, должно быть достаточно места для внесения данных); 4) собрать данные добросовестно, ничего не искажая (надо еще раз убедиться, что назначенного времени достаточно для выполнения задачи по сбору данных). Лекция 6. Семь простых инструментов качества Контрольная карта Контрольная карта – инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него, предупреждая его отклонения от предъявляемых к процессу требований. Первоначально контрольная карта служила для регистрации измерений требуемых свойств продукции. Выход параметра за границы поля допуска (К н и Кв – соответственно нижняя и верхняя границы контролируемого параметра) свидетельствовал о необходимости остановки производства и корректировки процесса специалистом, обладающим соответствующими знаниями. Позднее контрольные карты стали использовать для оперативного принятия решений и стали называть кумулятивными. Типы контрольных карт перечислены в табл. 3. Таблица 3 Основные типы контрольных карт По количественному признаку По качественному признаку 1. Карта средних значений, х 2. Карта средних квадратических отклонений (S – карта) 3. Карта медиан, х 4. Карта размахов, R= x max - x min 1. Карта Р (Р – процент брака в партии) 2. Карта np ( np - число дефектных единиц продукции); 3. Карта С (С – число дефектов в единице продукции) 4. Карта U (U=С/n , где n – размер выборки) Контрольные границы в карте используются как критерий для сигнализации о необходимости принятия мер или для принятия решений, находится процесс в устойчивом состоянии или нет. В некоторых случаях применяются другие границы, называемые "предупредительными", тогда первые контрольные границы называются "пределами регулирования". Регулирование может происходить в следующих формах: а) определение причины (причин) разрегулирования; б) регулирование процесса; з) остановка процесса. Контрольные границы p p LCL UCL , при контроле по качественному признаку для карты Р определяются по формуле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy