Цветные сплавы в авиационной технике

тивление усталости - выносливость. Важным показателем любого металла является предел текучести. Предел текучести у титана в два с половиной раза выше, чем у стали ив 18 раз выше, чем у алюминия. При температуре 882°С титан претерпевает полиморфное превраш,ение, низкотемпературный а - титан с гексагональной решеткой переходит в Р- титан с объемно- центрированной кубической решеткой. Наличие полиморфизма у титана со­ здает предпосылки для улучшения свойств титановых сплавов с помош,ью термической обработки. Легирование титана железом, алюминием, марганцем, хромом, оловом, ванадием, кремнием повышает его прочность (Ов, ао.2), но одновременно снижает пластичность (5, \|/) и вязкость (KCU). Жаропрочность повышают алюминий, цирконий, молибден, а коррозионную стойкость в растворах кислот - цирконий, молибден, ниобий, тантал, палладий. Титановые сплавы имеют ряд преимуш,еств по сравнению со сталями и другими цветными сплавами. Они сочетают высокую прочность (800... 1000 МПа) с хорошей пластичностью (12...25%), обладают малой плотностью (4,5 г/см ), что обеспечивает высокую удельную прочность; хорошей жаро­ прочностью до 600...700°С; высокой коррозионной стойкостью в атмосфере, воде, агрессивных средах. Сплавы на основе титана получили значительно большее применение, чем технический титан. Такие элементы, как алюми­ ний, азот, кислород повышают температуру полиморфного превраш,енияа<-^Р и расширяют область а - фазы; их называют а - стабилизаторами (рис. 1.1 .а). Ш' м с , V, т Легирующий зле^гьт, % Рис. 1.1. - Влияние легирующих элементов на точку полиморфного превращения титана 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy