Цветные сплавы в авиационной технике

Оловянные бронзы обладают высокой коррозионно-химической стой­ костью. Бронзы широко применяются для нароводянной арматуры , работа­ ющей под давлением. Они хорошо обрабатываются резанием, хуже сварива­ ются. Среди медных сплавов оловянные бронзы имеют самую низкую литей­ ную усадку (1%) поэтому применяются для получения сложных фасонных отливок. Безоловянные бронзы. Это бронзы содержат алюминий до 10% (марки БрА9Ц2Л, БрА10Х4НЧЛ, БрА9Ж4Н4МЦ1) Алюминиевые бронзы отличают­ ся высокими механическими, антикоррозионными и антифрикционными свойствами. Однако имеют большую усадку при кристаллизации из-за чего иногда трудно получить фасонную отливку. Увеличение содержания алюми­ ния до 4-5% сохраняет однофазную структуру сплава, и это ведет к повы­ шению прочности и пластичности. Дальнейшее увеличение содержания алюминия до 10-11% ведет к падению пластичности и росту прочности, т.к. структура становится двухфазной: а+Р, где Р- электронное соединение CuAl. Двухфазные бронзы можно подвергать закалке. Недостатками алюминиевых бронз является склонность к газонасьщению и окисляемости во время плав­ ки, образование грубой крупнозернистой структуры. Эти недостатки суш,е- ственно уменьшаются при легировании бронз железом, никелем, марганцем. Бериллиевые бронзы. Отличаются очень высокой прочностью, упруго­ стью, твердостью, коррозионной стойкостью в сочетании с повышенным со­ противлением усталости, ползучести, износу. Двойные бериллиевые бронзы со­ держат около 2% бериллия. Берилливые бронзы подвергаются упрочняюш,ей термообработке - закалке и искусственному старению. Эти бронзы относятся к теплостойким материалам. Они устойчиво работают при температуре 300- 350 °С. Из бериллиевых бронз выпускают деформируемые полуфабрикаты а также фасонные отливки. Из бериллиевых бронз изготавливают детали, ра- ботаюш,ие при повышенных скоростях и давлениях, инструмент не даютттий искры. Основной недостаток этих бронз - очень высокая стоимость. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy