Цветные сплавы в авиационной технике

rooo 900 800 700 6Ш. 600 N•580 L._ Т 520' 500 iOO 300 227° 186 •— '?*Sn 200 100 Tl'* Sn 0 Cu 10 20 30 iO 50 Sn,% 60 70 SO go WO Sn Рисунок 5.2. Диаграмма состояния сплавов «медь-олово» В реальных условиях в результате склонности этих сплавов к неравно­ весной кристаллизации сужается зона а-твердого раствора и появляется эв- тектоид (а+Р) где Р-фаза электронное соединение CusiSng со сложной куби­ ческой решеткой. Появление Р-фазы ведет к резкому падению пластичности, поэтому практическое значение имеют бронзы, содержащие до 14% олова. Двойные бронзы обладают плохой жидкотекучестью, склонны к дендридной ликвации, рассеянной усадочной пористости. Оловянные бронзы легируют цинком, свинцом, никелем, фосфором. Цинк улучшает жидкотекучесть, плотность отливок, механические свойства, способность к сварке и пайке. Свинец улучшает антифрикционные свойства и обрабатываемость ре­ занием оловянных бронз. Фосфор является раскислителем и вместе с тем повышает жидкотеку­ честь, износоустойчивость, антифрикционные свойства бронз. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy