Цветные сплавы в авиационной технике

ние вакуум-аппаратов, змеевиков). Около 50% всей меди расходует электро­ промышленность В зависимости от чистоты медь изготавливают следующих марок: МОО, МО, Ml, М2, МЗ (ГОСТ 859-2014). Механические свойства меди зави­ сят от ее состояния и от количества примесей. Примеси резко снижают тепло и электропроводность, пластичность и коррозионную стойкость. К ним отно­ сятся Fe, Р, As, Si, Pb. Холодная пластическая деформация повышает проч­ ность, но снижает пластичность и электропроводность. Для снятия наклепа проводят отжиг при температуре 550-650°С. Из меди прокатывают листы, трубы, ленту, проволоку. Она легко полируется, паяется и сваривается. Вме­ сте с тем плохо обрабатывается резанием и имеет низкуюжидкотекучесть. Сохраняя положительные свойства меди, медные сплавы обладают хо­ рошими механическими технологическими и антифрикционными свойства­ ми. По технологическим свойствам медные сплавы разделяют иадеформиро- ванные и литейные. По способности упрочняться- на упрочняемые и не упрочняемые термической обработкой. По химическому составу подразде­ ляют на две основные группы: латуни и бронзы. Латуни. Латунями называют двойные или многокомпонентные сплавы на основе меди, в которых основным легируюш,им элементом является цинк. Латуни подразделяют на литейные латуни (ГОСТ 17711-93) и латуни, обра­ батываемые давлением (ГОСТ 15527-2004). Согласно диаграмме состояния Cu-Zn (рисунок 5.1.) медь с цинком образуют твердый а-раствор с предель­ ной растворимостью цинка 39%. При большем содержании цинка образуется электронное соединение CuZn (Р-фаза). Па практике Р-фаза появляется в структуре латуни уже при содержании цинка 30%. В соответствие со структурой меняются и механические свойства лату- ней. Если латунь имеет структуру а-твердого раствора увеличение содержа­ ния цинка ведет к повышению ее прочности и пластичности. ПоявлениеР- фазы сопровождается резким снижением пластичности. Прочность продол- 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy