Теория автоматического управления

11 ее разделу о паровых машинах. Коренное изменение в подходе к проблеме и в методологию исследова­ ния внесли три фундаментальные теоретические работы, содержавшие в себе, по суш,еству, изложение основ ТАР: работа Джеймса Клерка Максвелла (1831- 1879) «О регуляторах» (1866) и работы Ивана Алексеевича Вышнеградского (1831-1895) «Об общей теории регуляторов» (1876) и «О регуляторах прямого действия» (1877). Данные работы заложили основы системного подхода к про­ блеме, рассмотрев регулятор и машину как единую динамическую систему. Уже в те годы теория регулирования стала стимулировать разработки ма­ тематических методов для исследования систем управления. По инициативе Максвелла был разработан алгоритм для оценки расположения корней характе­ ристического уравнения и устойчивости Эдвардом Джоном Раусом (1831-1907). По просьбе словацкого инженера и ученого Ауреля Стодолы (1859-1942) в 1895 году немецкий математик Адольф Гурвиц (1859-1919) вывел детерминантный критерий устойчивости. В 1892 г. вышла классическая работа русского ученого, механика Алек­ сандра Михайловича Ляпунова (1857-1918) «Обш,ая задача об устойчивости движения», которая заложила основы методов анализа устойчивости и синтеза нелинейных систем, которые развиваются в настояш,ее время. В первые десятилетия XX века ТАР, вышедшая из рамок прикладной ме­ ханики, формируется как обш,етехническая дисциплина. В этот период появля­ ется целый ряд работ, рассматриваюш,их приложение теории и распространяю- тттих ее выводы на самые разнообразные технические процессы. С кратким очерком развития ТАУ этого и последуюш,его периода можно ознакомиться в книгах советского ученого, педагога Авенира Аркадьевича Воронова (1910- 1992) [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy