Систематический курс философии: Квинтэссенция
86 Между материальной и духовной культурой существует органическое единство. Проведение типологизации культуры возможно по разным признакам. Так, выделяют культуру различных наций и народностей (например, русская, татарская и др.). В классово-антагонистическом обществе Ленин выделял существование двух культур в каждой национальной культуре: культуру господствующего класса и культуру трудящегося класса. В соответствии с типами общественно-экономических формаций различают исторические типы культур; первобытную, азиатскую деспотического общества, рабовладельческую, феодального общества, буржуазную, социалистическую. Особые классификации культур были предложены Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным, Гумилевым и другими философами истории и культурологами. Все названные типы и виды культуры взаимосвязаны с единой, общей человеческой культурой. Проведение аксиологического анализа, дающего оценку тому или иному явлению культуры (материальной и духовной), возможно с позиции потребностей и интересов различных социальных групп (скажем, классов или наций) или с общечеловеческих позиций. Отсюда социально-классовый, национальный и общечеловеческий подходы к явлениям культуры. Особый интерес с аксиологической точки зрения представляет анализ форм духовной деятельности общества, или иначе - форм общественного сознания (и соответствующих форм культуры). К ним относятся следующие формы: 1) политическая (политика), 2) правовая (право), 3) нравственная (мораль), 4) эстетическая (искусство), 5) научная (наука), 6) религиозная (религия), 7) философская (философия). Эти формы получают оценку в плане добра и зла, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого, красоты и безобразия, истины и заблуждения и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy