Систематический курс философии: Квинтэссенция
85 Представители натуралистического психологизма (Брентано, Мейнонг, Шелер и др.) развивали "материальную этику ценностей" Например, немецкий философ Ф.Брентано считал, что источник ценности в эмоцио- нальных актах: ценности предпочтения - в любви, отрицательные ценности - в ненависти. Немецкий философ В.Дильтей и его последователи разработали плюралистическое культурно-историческое понимание ценностей, согласно которюму не существует одной "подлинной" системы ценностей, систем ценностей множество. 14.2. Ценности и культура Идеалистическим и субъективистским концепциям аксиологии противостоит марксистский анализ ценностей, который подчеркивает общественно-историческую сущность, историчность и познаваемость ценностей. Такой анализ ценностей широко используется при изучении истории культуры, общественного сознания. Культура является продуктом и достоянием человека. Плоды культуры постоянно подвергаются оценке со стороны человека, прежде всего с точки зрения их "полезности" и "вредности" В таком виде явления культуры выступают как ценности культуры. В свою очередь, системы ценностей служат культурообразующим фактором. Как уже говорилось (в главе 1), под культурой понимается то, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Понятие культуры объединяет достижения людей во всех сферах челове ческой деятельности - и духовной, и материальной. Источник культуры - творческий, созидательный труд. Сердцевиной материальной культуры являются орудия труда, техника. В современную эпоху материальной культурой становятся материализованные воплощения достижений науки. Духовная культура представляет собой совокупность качественных достижений в области науки, искусства, образования, просвещения и др. К духовной культуре также следует отнести язык, речь, мышление (логику) и пр. Особым компонентом культуры выступает религия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy