Систематический курс философии: Квинтэссенция
84 Проблема ценностей была поставлена еще в античности Сократом, сформулировавшим вопрос; "Что есть благо?" Этот вопрос стал основным в теории ценностей, т.к. "благо" отражает самые общие представления о наиболее ценных свойствах действительности и результатах человеческой деятельности. В понимании природы ценностей и их места в реальности сложилось два основных подхода. 1. Отождествление бытия и ценности, а соответственно этому - онтологии и аксиологии. Этот подход был характерен для античной и средне вековой философии, наделявшей этико-эстетическими и религиозными ценностными характеристиками саму р>еальность, истинное бытие. Для Платона высшие ценности содержатся в мире идеальных сущностей и служат образцом и идеалом для предметно-человеческого мира. Согласно схоластической философии средневековья абсолютной ценностью обладает духовная Божественная реальность, которая и есть Благо, Добро, Красота, Истина и т.п. Аналогичные взгляды на природу ценности развиваются во всей истории идеалистического рационализма, включая Гегеля и Кроче. 2. Разделение бытия и ценности, выведение аксиологии за пределы онтологии. И.Кант первым противопоставил нравственность (в виде свободы) природе (в форме необходимости), а долженствование - бытию. Это создало предпосылки выделения аксиологии в качестве самостоятельного учения. Само учение о ценностях (аксиологию) разработал в середине XIX в. немецкий философ Рудольф Лотце, который отождествлял бытие с эмпири ческим существованием, а ''объективную значимость" ставил выше бытия. Его ученик неокантианец Виндельбанд заявлял о дуализме мира действительности и мира ценностей ( того, что есть, и того, что должно быть). Он говорил, что ценность - это не реальность, а идеал, носитель которого трансцендентальный (т.е. запредельный) субъект - "нормальное сознание" По мнению другого неокантианца Риккерта, ценность становится нормой, если с ней сообразуется субъект, тогда трансцендентное становится имманентным бытию. Примечательно, что названные немецкие неокантианцы определяли философию как всеобщую науку о ценностях. На рубеже XIX - XX вв. аксиологическому трансцендентализму неокантианцев противостояли еще два аксиологических направления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy