Систематический курс философии: Квинтэссенция

40 Различают: 1) восходящее (прогрессивное) развитие - переход от низшего, простого к высшему, сложному; 2) нисходящее (регрессивное) развитие - переход от высшего, сложного к низшему, простому. Иногда говорят не о двух видах, а о двух ветвях (восходящей и нисхо­ дящей) развития. Современным научным выражением диалектики служит синергетика - учение о самоорганизации (ее основатели — бельгийский ученый И.Пригожи и немецкий ученый Г^Сакен). Посрюдством представлений о неравновесных состояниях в открытых системах синергетика с помощью понятий флуктуации, нелинейности, точки бифуркации, аттрактора и др. объясняет, каким образом из хаоса возникает порядок, как происходит самоорганизация систем. 6.2. Концепции развития В истории философии сложились две противоположные концепции развития: диалектическая и метафизическая (антидиалектическая). Две концепции развития различаются между собой по тому, как они отвечают на три важнейших вопроса, раскрывающих содержание развития в целом (см.: В.И.Ленин «К вопросу о диалектике» в кн.: «Философские тетради»). Первый вопрос: Каким образом происходит развитие, каков механизм развития? Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом взаимного перехода количественных изменений в качественные. Развитие понимается как качественное изменение. Метафизики механизм развития связывают лишь с количественньш изменениями: увеличением или уменьшением. Второй вопрос: Почему происходит развитие, в чем его источник, движущие силы? Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей. Источник развития они видят во внутренних противоречиях самих объектов, поэтому для диалектиков развитие - это саморазвитие. Метафизики источник развития выносят за фаницы самих объектов видя его во внешней силе, субъекте, Боге и т.п.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy