Систематический курс философии: Квинтэссенция

36 Согласно трудовой теории, разработанной Фридрихом Энгельсом на основе эволюционной теории Дарвина, сознание человека формировалось в течение длительного исторического времени в процессе совместной трудовой деятельности людей. Особую роль в формировании сознания играли речь, язык как средство коммуникации между членами трудового коллектива и как форма хранения и передачи накопленного знания. Таким образом, становление сознания человека проходило в структуре формирующихся общественных отношений, поэтому сознание имеет социальную, общественно-историческую сущность. Социальная сущность сознания проявляется, в частности, в том, что сознание ребенка формируется только среди людей (многочисленные случаи с "маугли", лишенными человеческого языка и сознания, говорят об этом). Вся сложность понимания сознания, его изучения связана с его идеальным характером. Если язык есть знаковая система, а знак материален, то сознание существует в виде образов, а они идеальны. Образ идеален и имеет отражательную природу. Согласно немецкому философу рубежа XIX ^ XX в., представителю феноменологии Эдмонду Гуссерлю, идеальное сознание человека обладает интенциональностью. В соответствии с идеалистической установкой Гуссерля сущность сознания раскрывается при его очистке от всего, что связано с материальным миром {"феноменологическая редукция"), тогда остается неразложимое единство сознания, освобожденного от любых социальных и психологических характеристик. Это и есть интенциональность как чистая направленность на предмет. Идеальный характер сознания проявляется в следующем. 1. Сознание не обладает никакими физическими, материальными свойст­ вами, поэтому его в принципе нельзя воспринять с помощью органов чувств и нельзя непосредственно зафиксировать с помощью приборов. 2. Идеальные образы сознания имеют предметный характер, т.е. они воспроизводят не физиологические состояния мозга, а дают целостную модель отображаемых объектов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy