Систематический курс философии: Квинтэссенция
32 1) Как относится сознание к внешнему материальному миру? 2) Как относится сознание к материальному мозгу? На эти вопросы в истории философии по-разному отвечали представители идеализма и материализма. В целом для идеализма характерно признание независимого существования сознания в виде субстанции или самостоятельной сущности, от которой зависит существование предметных форм мира. При этом идеалисты указывают на идеальный (т.е. бестелесный, невещественный, нематериальный) характер сознания и не связывают его происхождение с материальным мозгом. Объективные идеалисты (Платон, Аквинский, Гегель) утверждают, что сознание является частью или проявлением надприродной мировой духовной субстанции. Объективно-идеалистическое понимание сознания служит основой религиозного понимания души человека. Субъективные идеалисты (Беркли, Мах, Авенариус) считают, что сознание выступает в качестве субстанциальной основы субъекта и определяет характер или существование материальных предметов и явлений. Близким к объективно-идеалистическому пониманию сознания является дуалистическая концепция сознания. Согласно дуалистам (Декарт, Кант) сознание существует как самостоятельная субстанция наряду с материальной субстанцией. Так, Рене Декарт говорил, что есть субстанция протяженная, но не мыслящая - это материя, и есть субстанция мыслящая, но не протяженная - это мышление (сознание). В XIX веке дуалистическое понимание сознания получило форму психофизического параллелизма, согласно которому ряды психических и физиологических процессов существуют параллельно и не связаны между собой причинно-следственными отношениями. Материализм в целом всегда связывал существование сознания с мате рией, рассматривал сознание как свойство материи, указывал на связь между работой материального мозга и сознанием. Древнегреческие материалисты упрощенно понимали сознание как нечто вещественное. Демокрит говорил, что сознание состоит из особого сорта атомов, представляет собой соединение огня и воздуха, «теплое дыхание». В эпоху Возрождения в рамках материализма получает развитие гилозоистическое понимание сознания. Согласно гилозоизму (с феч. - живое вещество) способностью ощущать или мыслить обладают все формы материи. Представители гилозоизма: раннегреческие философы, Дж.Бруно, Спиноза,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy