Систематический курс философии: Квинтэссенция

28 4.2. Проблема движения в философии Проблема движения разрабатывалась на протяжении всей истории философии. Сложилось идеалистическое и материалистическое, диалек­ тическое и метафизическое (недиалектическое) понимание движения, его источника и его связи с материей. Для идеализма в целом характерен отрыв источника движения от материи. С точки зрения объективного идеализма, движение сообщается инертной материи надприродной, нечеловеческой духовной силой. Так, представители средневековой схоластики А.Кентерберийский и Ф.Аквинский источник всякого движения в природно-человеческом мире видели в духовном божественном первоначале. С точки зрения субъективного идеализма, движение является лишь свойством сознания субъекта. Например, Беркли утверждал, что мир движется только в наших ощущениях. Для метафизического воззрения на мир характерно в целом признание самостоятельного (независимого от материи) существования движения. Примером такого понимания служит направление энергетизм. Представители энергетизма сводят природные, общественные и психические явления к раз­ личным состояниям энергии, причем предполагается, что энергия может превращаться в материю, а материя в энергию. В энергетизме не учитывается, что энергия есть лишь количественная мера движения, а потому превращение энергии в материю должно означать превращение движения в материю. В основе диалектико-материалистического понимания движения которое разработал Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы», лежат следующие положения. 1. Движение - это всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут, способ существования материи. 2. Движение в применении к материи - это изменение вообще, т.е. всякое изменение. 3. Движение выступает как взаимодействие предметов и явлений. 4. Движение существует в качественно различных формах. Во второй половине XIX в. Энгельс дал первую научную классификацию форм движения материи. Он выделил пять основных разнокачественных форм движения: 1) механическую, 2) физическую,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy